Судебная практика

Решение от 08.09.2009 №А46-12721/2009. По делу А46-12721/2009. Омская область.

Решение

город Омск

07 сентября 2009 года

№ А46-12721/2009

Арбитражный суд Омской области

в составе:

судьи, председательствующего в судебном заседании

Кр Ф.И.О. br>
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Готовцевой *.*.

рассмотрев в судебном заседании заявление

МП г. Омска «Комбинат специальных услуг»

К Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

О признании частично недействительными Решения и предписания от 15.04.2009 г.

при участии

от заявителя: - Степанов *.*. по доверенности от 08.08.2009 (паспорт)

от заинтересованного лица: Попов *.*. по доверенности от 20.04.2009 № 18-04/ОП (удостоверение № 4636)

Установил:

Муниципальное предприятие города Омска «Комбинат специальных услуг» (далее – МП г. Омска «КСУ», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной
антимонопольной службы по Омской области (далее – Управление ФАС по Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения и предписания № 04/07-09 от 15.04.2009 года в части предложения об исключении из Положения о порядке оформления документов при организации похорон требования обязательной оплаты услуг по копке могилы представителем умершего в качестве условий оформления документов, необходимых для захоронения умершего.

Заявление мотивировано неправомерностью оспариваемых актов. В соответствии со ст. 29 Закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления создана специализированная служба – МП г. Омска «КСУ». Порядок деятельности муниципальных кладбищ в городе Омске утвержден Решением Омского городского Совета № 209 от 20.10.2004 года «О погребении и похоронном деле».

Статья 17 Закона № 8-ФЗ устанавливает санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения, где указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения.

Санитарные правила и нормы, СанПиН 2.1.1279-03, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ с учетом действующих Законов РФ «О погребении и похоронном деле», об охране окружающей природной среды, основ земельного, водного и других законодательств, связанных с охраной окружающей среды, предусматривают особый порядок соблюдения условий копки могил и захоронения умерших, которые напрямую зависят от причины смерти.

Для квалифицированного исполнения указанных норм и в соответствии со ст. 25, ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле» копку могил, по мнению заявителя, может осуществлять только специализированная служба, коей и является заявитель.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области требования заявителя
не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов. Поскольку, по мнению заинтересованного лица, действующим законодательством не установлено исключительное право специализированной службы на оказание услуг по копке могил, установление такого права в разработанном заявителем Положении о порядке оформления документов при организации похорон содержит признаки ущемления прав и интересов других лиц, что является недопустимым согласно ст. 10 Закона о конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, занимающим доминирующее положение.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд Установил, что по жалобам ООО «Ритуал - *.*. К.» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области было возбуждено дело в отношении МП г. Омска «КСУ», по результатам которого принято Решение № 04/07-09 от 15.04.2009, которым установлено доминирующее положение Муниципального предприятия города Омска «Комбинат специальных услуг» на товарных рынках содержания мест захоронения (кладбищ) и услуг по захоронению в границах территории города Омска.

Предприятие признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, результатом которых являются или могут являться ограничение, устранении конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, что нашло отражение в Положении о порядке оформления документов при организации похорон, утвержденном Приказом генерального директора МП г. Омска «КСУ» от 12.12.2008 № 173. В связи с чем, решено выдать МП г. Омска «КСУ» предписание с предложением установить в Положении о порядке оформления документов при организации похорон в МП г. Омска «КСУ» порядок оформления документов, исключающий требование обязательной оплаты услуги по копке могилы представителем умершего в качестве условия
оформления документов, необходимых для захоронения (погребения) умершего.

Во исполнение указанного решения заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 04/07-09 от 15.04.2009 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС по Омской области от 15.04.2009 года, как принятых с нарушением, по мнению заявителя, действующего законодательства и нарушающих охраняемые законом права и интересы заявителя.

Требования заявителя удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Как видно из оспариваемого решения согласно п. 1.2 Положения о порядке оформления документов при организации похорон в МП г. Омска «КСУ» (далее Положение) диспетчеры, продавцы салонов-магазинов при наличии документов (гербовое свидетельство о смерти, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность супруга, близкого родственника, иного родственника либо законного представителя умершего) выдают представителю умершего удостоверение о захоронении, оформленное на имя представителя умершего, справку-пропуск и регистрируют захоронение в специальной книге регистрации. Затем представитель умершего обязан оплатить услугу по копке могилы, представить справку-пропуск, кассовый и товарный чек заведующему (смотрителю) кладбищем в тот же день.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения заведующий (смотритель) кладбищем при наличии у представителя умершего справки-пропуска и удостоверения о захоронении:

оформляет наряд-заказ на копку могилы, в котором представитель умершего после осуществления захоронения проставляет личную подпись о том, что претензий по качеству и сроку выполнения заказа не имеет;

вносит сведения об умершем и представителе умершего в книгу регистрации захоронений;

вносит в удостоверение о захоронении месторасположение захоронения (аллея, ряд, могила);

в справке-пропуске указывает дату и время готовности могилы – о чем представитель умершего уведомляется под роспись.

Таким образом, установлено, что требование МП г. Омск «КСУ» об обязательной оплате услуги по
копке могилы в МП г. Омска «КСУ» в качестве условия оформления документов, необходимых для захоронения (погребения) умершего, определяет МП г. Омска «КСУ» в качестве единственного исполнителя услуги по копке могилы.

Данное требование содержит признаки недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, что запрещено ст. 10 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.

Приказами Омского УФАС России от 12.12.2007 года № 147-ОД, от 31.08.2008 МП г. Омска «КСУ» включено в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более пятидесяти процентов, на товарных рынках содержания мест захоронения (кладбищ) и услуг по захоронению.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь п. 3.6.5 Административного регламента, комиссией принято Решение об установлении доминирующего положения МП г. Омска «КСУ» на товарных рынках содержания мест захоронения (кладбищ) и услуг по захоронению.

Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя об его исключительном праве на копку могил, как составной части процесса погребения, правом осуществления которого наделены специализированные службы, созданные органами местного самоуправления в силу следующего.

Действительно в соответствии с положениями Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе, что следует
из ст. 25 Закона о погребении.

Предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов.

В соответствии со ст. 9, 10 Закона о погребении предусмотрено как безвозмездное оказание услуг по погребению специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственникам, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями
и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Оказание специализированной службой услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания специализированной службой на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня с последующим получением социального пособия на погребение.

Таким образом, системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. (Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.2008 года № 12027/07)

Согласно п.1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, то есть граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению, в том числе услуги по копке (подготовке) могилы, а коммерческие организации, оказывающие ритуальные услуги, имеют право оказывать услуги по копке (подготовке) могилы.

Ни санитарные нормы, предусматривающие условия копки могил, ни Закон о погребении, ни законодательство об охране окружающей природной среды, ни земельное, водное и другое законодательство, на что ссылается заявитель, не накладывают ограничений ни на условия копки могил, ни на непосредственных исполнителей. В связи с чем, суд не может признать за заявителем исключительного права на оказание услуг по копке могил, поскольку такое право не основано на действующем законодательстве.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Решил:

Заявление Муниципального предприятия города Омска «Комбинат специальных услуг» оставить без удовлетворения.

Решение может
быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Крещановская