Судебная практика

Решение от 2009-12-24 №А68-9845/2009. По делу А68-9845/2009. Тульская область.

Арбитражный суд Тульской области

Решение

г. Тула

Дело № А68-9845/09 Резолютивная часть решения объявлена «07» декабря 2009 года

Полный текст решения изготовлен «24» декабря 2009 года

Арбитражный суд Тульской области

в составе:

председательствующего Елисеевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания: судьей Елисеевой *.*.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО «Туластройматерилы» к

Департаменту Тульской области по экологии и природным ресурсам о

признании действий незаконными

При участии в заседании:

от заявителя –

Филиппова *.*., пред. по доверен.

от ответчика –

Турукин *.*., пред. по доверен.

ЗАО «Туластройматериалы» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам, выразившихся в отказе внесения изменений в условия лицензии на право пользования недрами Болоховского
месторождения кирпичных суглинков ТУЛ 57029 ТЭ со сроком действия до 10.01.2012 в части увеличения горного отвода и об обязании Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам принять Решение о внесении изменений в условия на право пользования недрами Болоховского месторождения кирпичных суглинков в части увеличения горного отвода.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав доводы сторон и изучив материалы дела,

Установил:

ЗАО «Туластройматериалы» имеет лицензию на разработку Болоховского месторождения кирпичных суглинков для производства кирпича ТУЛ № 57029 ТЭ со сроком окончания действия (с учетом изменений № 2 к лицензии) – 10.01.2012г. Указанный участок недр расположен в 1 км Юго-западнее н.п. Большие Калмыки Киреевского района Тульской области.

В соответствии с договором купли-продажи от 19.02.2008г. ЗАО «Туластройматериалы» приобрело в собственность земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 553 200 кв.м., адрес объекта: участок находится примерно в 2 000м. по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Киреевский район, м.о. Большекалмыкское, дер. Большие Калмыки, д. 3.

16.05.2008г. согласно горноотводному акту № 2 ЗАО «Туластройматериалы» был предоставлен горный отвод для геологического изучения с последующей разработкой месторождения суглинков по адресу: Киреевский район, в 2-х км. юго-западнее населенного пункта д. Большие Калмыки площадью 44,0 га. Границы указанного горного отвода обозначена угловыми пунктами № 1-16 на копии топографического плана.

19.05.2008г. главой администрации муниципального образования Киреевский район было издано соответствующее Постановление № 377 о предоставлении ЗАО «Туластройматериалы» горного отвода общей площадью 44,0 га.

Поскольку предоставленный ЗАО «Туластройматериалы» горный отвод площадью 44,0 га фактически граничит с
горным отводом, на разработку которого ЗАО «Туластройматериалы» выдана лицензия ТУЛ № 57029 ТЭ, заявитель письмом от 11.06.2008г. обратился в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам с просьбой внести изменения в имеющуюся у него лицензию в части увеличения горного отвода Болоховского месторождения кирпичных суглинков.

Письмом от 11.08.2008г. исх. № 23-01/15/1208 Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам сообщило ЗАО «Туластойматериалы» о том, что для подготовки решения о внесении изменений в лицензию на право пользования недрами ТУЛ 27029 ТЭ в части увеличения горного отвода Болоховского месторождения кирпичных суглинков заявителю необходимо представить копию кадастрового плана земельного участка общей площадью 553200 кв.м. и совмещенный план горного отвода и земельного отвода на Болоховском месторождении.

Заявителем указанные документы были предоставлены.

Поскольку в установленный законом срок ответа на письмо заявителя о внесении изменений в лицензию не последовало, письмом от 30.04.2009г. ЗАО «Туластройматериалы» обратилось в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам с просьбой сообщить о судьбе заявления ЗАО «Туластройматериалы» о внесении изменений в лицензию ТУЛ 57029 ТЭ в части увеличения горного отвода Болоховского месторождения кирпичных суглинков.

Письмом от 01.06.2009г. исх. № 23-01-15/1300 Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам Тульской области отказал заявителю во внесении изменений в спорную лицензию. При этом ответчик сослался на то, что в настоящее время в связи внесением изменений в ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» предоставление участка недр, указанного заявителем в качестве дополнительного горного отвода к лицензии, возможно по результатам аукциона после утверждения нового порядка предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Будучи не согласным
с указанным отказом Департамента по экологии и природным ресурсам, ЗАО «Туластройматериалы» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав, что:

департаментом нарушены сроки рассмотрения заявления, установленные Положением «О порядке предоставления права пользования, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых», утв. Постановлением администрации Тульской области от 30.05.2006г. № 260;

утверждение ответчика о возможности предоставления участка недр в виде дополнительного горного отвода только по результатам аукциона в связи с внесением законом от 30.12.2008г. изменений в действующее законодательство противоречит ст. 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; в связи с этим, к отношениям, возникшим между заявителем и Департаментов 16.06.2008г. нельзя применять нормы закона от 30.12.2008г.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам не оспаривал того, что для внесения изменений в спорную лицензию в данном случае проведение аукциона не требуется, вместе с тем, испрашиваемые заявителем изменения в лицензию в части увеличения горного отвода в лицензию внесены быть не могут, поскольку:

в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» изменение условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, допускается только при согласии пользователя недр и органов, представивших лицензии. Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам такое согласие не давалось;

пунктом 22
Постановления администрации Тульской области от 30.05.2006г. № 260 Департаменту Тульской области по экологии и природным ресурсам предоставлено право на увеличение границ горного отвода только в случае их соответствия границам безопасного ведения работ, либо в целях рационального использования запасов;

в соответствии со спорной лицензией ЗАО «Туластройматериалы» с 2001 года разрабатывался горный отвод площадью 24,0 га. Срок действия лицензии – 10.01.2012г. Внесение изменений в лицензию в части увеличения горного отвода нарушило бы принцип рационального использования недр, поскольку предполагаемый к увеличению горный отвод площадь. 44,0 га не может быть разработан в срок до 01.01.2012г.;

согласно п. 7 ст. 22 ФЗ «О недрах» заявитель был вправе обратиться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлены; между тем, заявителем не представлено доказательств наличия указанных обстоятельств;

отказ во внесении изменений в лицензию не лишил ЗАО «Туластройматериалы» право на получение самостоятельной лицензии на право пользования участком недр.

Суд, выслушав доводы сторон, оценив представленные ими доказательства, отмечает следующее.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составленной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее
оговоренных условий.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Туластройматериалы» имеет лицензию на разработку Болоховского месторождения кирпичных суглинков для производства кирпича со сроком окончания действия – 10.01.2012г.

Письмом от 11.06.2008г. обратился в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам с просьбой внести изменения в имеющуюся у него лицензию в части увеличения горного отвода Болоховского месторождения кирпичных суглинков.

Федеральным законом от 30.12.2008г. № 309-ФЗ в ст. 10.1 Закона «О недрах» были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, основанием возникновения права пользованиями участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации Решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения.

Ранее действующее законодательство необходимости проведения соответствующего аукциона не содержало.

Суд принимает во внимание довод заявителя о том, что поскольку с заявлением о внесении изменений в лицензию ТУЛ № 57029 ТЭ заявитель обратился до внесения соответствующих изменений в ст. 10.1 Закона «О недрах», то к данным правоотношениям необходимо применять законодательство, действовавшее в момент обращения заявителя с соответствующим заявлением.

Суд отмечает также, что в ходе рассмотрения дела ответчик не настаивал на том, что для внесения изменений в спорную лицензию в части увеличения горного отвода, необходимо проводить соответствующий аукцион.

Таким образом, довод, изложенный Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам в спорном письме от 01.06.2009г. о необходимости проведения соответствующего аукциона для внесения изменений в спорную лицензию, является необоснованным.

Между тем, в соответствии с ч.
1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.

Согласно ст. 12 Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с п. 22 Положения о порядке предоставления права пользования, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенны полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утв. Постановлением администрации Тульской области от 30.05.2006г. № 260 (далее - Положение) изменение условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, производится по согласованному решению уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области, выдавшего лицензию,
и недропользователя.

Если изменения, внесенные в лицензию, ведут к увеличению площади земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, то эти изменения должны быть предварительно согласованы с органами управления земельными и лесными ресурсами и органами охраны окружающей природной среды. Все согласования изменений условий лицензии производит их инициатор.

Границы горного отвода могут быть изменены при их несоответствии границам безопасного ведения работ и рационального использования запасов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли-продажи от 19.02.2008г. заявитель приобрел в собственность земельный участок, который граничит с участком недр, разработка которого осуществляется заявителем в соответствии с лицензией ТУЛ № 27029 ТЭ. Данный участок был предоставлен ЗАО «Туластройматериалы» в виде горного отвода (Постановление главы администрации Киреевского района от 19.05.2008г. № 377).

Заявитель обратился в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам с заявлением о внесении изменений в лицензию ТУЛ № 57029 ТЭ в части увеличения горного отвода, предоставленного в соответствии с указанной лицензией.

Суд отмечает, что материалы дела не содержат четко выраженного согласия органа, выдавшего лицензию, на внесение в нее изменений.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела заявитель не доказал, что увеличение горного отвода необходимо для обеспечения безопасного ведения работ и рационального использования запасов.

Фактически заявитель просит внести изменения в лицензию, увеличив площадь предоставленного в ней горного отвода (24,0 га) в два раза (на 44,0 га).

Суд принимает во внимание довод ответчика о том, что внесение изменений в спорную лицензию в части увеличения горного отвода приведет к нарушению принципа рационального использования недр. Спорная лицензия была выдана заявителю в 2001 году на участок недр площадью 24,0 га и
срок ее действия истекает 10.01.2012г., в связи с чем в указанный срок (2 года) спорный горный отвод (44,0 га) не может быть разработан.

Суд отмечает также, что при выделении ЗАО «Туластройматериалы» в соответствии с Постановлением главы администрации Киреевского района от 19.05.2008г. № 377, заявителю предписывалось получить лицензию на право пользования недрами, а не вносить изменения в лицензию, предоставленную ранее на другой горный отвод.

В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр вправе обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра лицензий при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Между тем, заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела не доказал наличия таких существенно изменившихся обстоятельств, которые бы требовали внесения изменений в лицензию в части увеличения горного отвода.

Таким образом, не смотря на то, что основания отказа во внесении изменений в спорную лицензии, изложенные в письме Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Тульской области, являются необоснованными, данный отказ не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку испрашиваемые заявителем изменения в лицензию на основании вышеизложенного внесены быть не могут.

Суд отмечает также, что ЗАО «Туластройматериалы» вправе обратиться в Департамент Тульской области по экологии и
природным ресурсам и получить самостоятельную лицензию на право пользования недрами на спорный горный отвод.

Суд принимает во внимание довод заявителя о том, что Департамент нарушил сроки рассмотрения заявления о внесении изменений в лицензию. Между тем, нарушение сроков рассмотрения данного заявления не влечет за собой автоматически возможность внесения соответствующих изменений в спорную лицензию.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным соответствующего отказа Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам.

В связи с изложенным заявленное ЗАО «Туластройматериалы» в порядке ст. 201 АПК РФ требование об обязании Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам принять Решение о внесении изменений в условия лицензии на право пользования недрами, также не подлежит удовлетворению.

Кроме того, из системного анализа положений Закона «О недрах» и Положения суд приходит к выводу о том, что в случае внесения изменений в лицензию, касающихся увеличения площади горного отвода (при наличии соответствующего согласия органа, выдавшего лицензию), в лицензирующий орган необходимо представлять документы, предусмотренные п. 7 Положения, в том числе данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр или наличие договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков) и др., т.е. документы, подтверждающие факт того, что заявитель сможет осуществлять недропользование (поскольку фактически заявитель испрашивает дополнительный горный отвод). Такие документы заявителем ответчику не представлялись.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат отнесению на заявителя.

В пользу заявителя из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 2 000 руб.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества «Туластройматериалы» отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. отнести на Закрытое акционерное общество «Туластройматериалы».

Возвратить в пользу Закрытого акционерного общества «Туластройматериалы» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

*.*. Елисеева