Судебная практика

Решение от 28 декабря 2009 года № А18-1236/2009. По делу А18-1236/2009. Республика Ингушетия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Именем Российской Федерации Решение город Назрань Дело А18-1236/09 Резолютивная часть объявлена 25 декабря 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе:

Председательствующего судьи Глазуновой *.*.,

судей: Колоевой *.*., Цечоева *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аушевой *.*.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Ингушетия, Республика Ингушетия, 386140 г. Назрань, ул. Фабричная, 9

к Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия, 386128, г. Назрань, ул. Московская, 13 а

об оспаривании нормативного правового акта в части.

В заседании приняли участие:

от заявителя: старший помощник прокурора Мурзабеков *.*. (удостоверение № 037369 от 20.05.2009 года);

от Региональной энергетической комиссии Республики
Ингушетия: Евлоев *.*. (доверенность б/н от 10.12.2009 года).

Суд установил:

Прокурор Республики Ингушетия (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия (далее РЭК РИ) от 19.05.2009 года № 7 «О тарифах на электрическую энергию для потребителей Республики Ингушетия на 2099 год» в части введения в действие тарифов с 01.07.2009 года и их действия до 31.12.2009 года, как противоречащим пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, и приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия от 19.05.2009 года № 7 в части установления тарифов для сельского населения, как противоречащее пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением». В дальнейшем уточнил требования по второму пункту о признании недействующим приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия от 19.05.2009 года № 7 в части установления размера тарифов для сельского населения, как противоречащее пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».

Требования мотивированы тем, что согласно правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, однако в пункте 1 и 2 оспариваемого постановления тарифы вводятся в действие с 1 июня 2009 года и действуют по 31 декабря 2009 года. Кроме того, оспариваемым Постановлением
утвержден тариф для сельского населения в размере 178 коп./кВт. ч. Данная норма противоречит требованиям пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», в соответствии с которым для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7. Постановлением введены в действие с нарушением сроков и в завышенном размере тарифы на электрическую энергию, чем нарушены права граждан на оплату энергии в размере, соответствующем требованиям закона.

Региональной энергетической комиссией Республики Ингушетия (далее РЭК РИ) представлен отзыв, из которого следует, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ и пунктом 6 Правил государственного регулирования РЭК РИ утвердила тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям, своим Постановлением от 16.12.2008 № 2 и тарифы на услуги по передаче электроэнергии – Постановлением от 22.12.2008 № 4.

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации (далее ФСТ России) направила в РЭК РИ Предписание о прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов от 07.05.2009 № 153-к, в соответствии с которым РЭК РИ в целях устранения нарушений были дифференцированы тарифы по уровням напряжения в соответствии с пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергии на розничном рынке – Постановлением РЭК РИ от 19.05.2009 № 6. Поскольку конечные тарифы для потребителей являются производной от тарифов на услуги по передаче на электроэнергию, указанные тарифы также были дифференцированы по уровням напряжения – Постановлением РЭК РИ от 19.05.2009 № 7.
Указанные постановления не нарушают действующее законодательство в области регулирования тарифов. Изменение тарифов для тарифной группы «сельское население» приведет к необходимости увеличения тарифов для группы «прочие потребители». Действующие тарифы прошли проверку в ФСТ России, внесение изменений в действующее Постановление приведет к нарушению интересов производителей и потребителей электрической энергии.

В судебном заседании представитель Прокурора подтвердил заявленные и уточненные требования, пояснил суду, что оспариваемый нормативный акт в части нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Дополнительно пояснил, что Предписание ФСТ России РЭК РИ должна была исполнить.

Представитель РЭК РИ в судебном заседании заявленные требования в части введения в действие оспариваемого Постановления не признал, пояснил, что действие пункта 6 Правил государственного регулирования не распространяется на оспариваемое Постановление, поскольку оно принято по Предписанию ФСТ России и в целях дифференциации тарифов. Предыдущее Постановление РЭК РИ от 16.12.2008 № 2 не дифференцировало группу «прочие потребители», поскольку в 2008 году организаций потребляющих высокое и среднее напряжение не было. Такие организации в настоящее время появились, поэтому оспариваемое Постановление в этой части законно. В части требования признать недействующим приложение к постановлению в части размера тарифа для группы «сельское население» пояснил, что, действительно, при установлении размера данного тарифа не был применен коэффициент 0,7. Тариф должен быть установлен 124, 6 с коэффициентом. Произошло это вследствие той экономической ситуации, которая сложилась в регионе. Был просто рассчитан экономически выгодный размер тарифа, который обеспечивает получение в расчетном периоде необходимой валовой выручки. В других регионах применяют к такому расчетному тарифу коэффициент 0,7. В этой части требования признает.

Суд, заслушав
представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью второй статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных кодексом, с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации“ прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Согласно абзацу 1 части 2 указанной статьи в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Обращение прокурора в суд с требованием в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, не поставлено в зависимость от обращения к нему заинтересованных лиц, поскольку является одной из форм реагирования прокурора на нарушения закона.

Согласно статье 29 и пункту 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В связи с этим указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела (пункт 3 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ (далее - ВАС РФ) от 9 декабря 2002 года N 11, пункт 1 Информационного письма ВАС РФ от 13 сентября 2004 N 80).

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Согласно статье 7.1 указанного федерального закона споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат
рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют регулирование тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Судом установлено, что 16.12.2008 года РЭК РИ принято Постановление № 2 «О тарифах на электрическую энергию для потребителей Республики Ингушетия на 2009 год». Указанным Постановлением установлены на 2009 год тарифы для групп потребителей : прочие потребители, население сельское, население городское.

22.12.2008 года Постановлением № 4 «Об установлении тарифов за услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций РИ на 2009 год» РЭК РИ Установила и ввела в действие с 01.01.2009 года тарифы на услуги по передаче электрической энергии без дифференциации по уровням напряжения.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее
- Методические указания), расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

07.05.2009 года ФСТ России направила РЭК РИ Предписание № 153-к «О прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов», которым установлено, что Постановлением от 22.12.2008 N 4 тарифы на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций Республики Ингушетия на 2009 год установлены без дифференциации по уровням напряжения, в связи с чем РЭК Республики Ингушетия нарушила статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пункт 64 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний.

На основе статьи 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, статьи 21 Федерального закона N 35-Ф3 от 26.03.2003 “Об электроэнергетике“ и пункта 6.5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральной службой предписано:

РЭК Республики Ингушетия прекратить указанное нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Постановление РЭК Республики Ингушетия от 22.12.2008 N 4 “Об установлении тарифов за услуги по передаче
электрической энергии для сетевых организаций Республики Ингушетия на 2009 год“ не позднее 01.06.2009.

19.05.2009 года на основании указанного предписания РЭК РИ принимает Постановление № 6 «Об установлении тарифов за услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций Республики Ингушетия на 2009 год» и Постановление № 7 «О тарифах на электрическую энергию для потребителей Республики Ингушетия на 2009 год», которым устанавливает тарифы на электрическую энергию по группам потребителей с дифференциацией по уровням напряжения.

Прокурор Республики Ингушетия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Постановления № 7 недействующим в следующих частях:

пункты 1, 2 о вводе в действие с 01.06.2009 года по 31.12.2009 года, как противоречащие статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109;

приложения к Постановлению РЭК РИ № 7 от 19.05.2009года в части утверждения размера тарифа для сельского населения без применения понижающего коэффициента 0,7, как противоречащего пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».

Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, Решением правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 “Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 тарифы и (или)
их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет (пункт 25 Правил).

Таким образом, поскольку ранее принятые РЭК РИ постановления № 2 от 16.12.2008 года и № 4 от 22.12.2008 года без дифференциации по уровням напряжения противоречили статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пункту 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, то принятие в их изменение постановлений от 19.05.2009 года правомерно, соответствует закону.

Поскольку Постановление № 7 от 19.05.2009 года принято в связи с приведением ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации, об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов (дифференциация по уровням напряжения), то его пункты 1, 2 соответствуют требованиям статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109. В этой части заявленных требований следует отказать.

Судом установлено и подтверждено представителем РЭК РИ, что размер тарифа для сельского населения, установленный приложением к Постановлению № 7 от 19.05.2009 года - 178,0 – является экономически обоснованным, однако, понижающий коэффициент 0,7 не применен, что противоречит указанному в самом постановлении – пункт 4, также пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением». Доводы представителя РЭК РИ о неприменении понижающего коэффициента 0,7 в связи с экономической обстановкой в Республике Ингушетия суд не может принять во внимание, как обосновывающие нарушения требований законодательства. В этой части заявленные требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 52, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать недействующим приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия от 19.05.2009 года № 7 в части установления тарифов для сельского населения, как не соответствующее пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».

В остальной части заявленных требований отказать.

Признать пункты 1 и 2 постановления Региональной энергетической комиссии Республики Ингушетия (далее РЭК РИ) от 19.05.2009 года № 7 «О тарифах на электрическую энергию для потребителей Республики Ингушетия на 2099 год» в части введения в действие тарифов с 01.07.2009 года и их действия до 31.12.2009 года, соответствующими пункту 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья *.*. Глазунова

Судьи *.*. Колоева

*.*. Цечоев