Судебная практика

Решение от 02.10.2009 №А61-1061/2009. По делу А61-1061/2009. Республика Северная Осетия — Алания.

Решение г. Владикавказ Дело № А61-1061/09 2 октября 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009г.

Полный текст решения изготовлен 2 октября 2009г.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

судьи Агаевой *.*.

при ведении протокола судебного заседания Агаевой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Росагроснаб»

к ответчику: Республиканскому государственному предприятию «Севосетинагроснаб»

о взыскании 15346380руб.65коп.

при участии:

от истца – не явились,

от ответчика – Гогаева *.*. по доверенности от 25.03.2009г. №77,

Установил:

ОАО «Росагроснаб» обратилось в Арбитражный суд РСО-А с иском к РГП «Севосетинагроснаб» о взыскании 15346380руб.65коп.

Истец в заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ,
заявил ходатайство от 17.07.2009г. №1юл-23-79/2408 (л.д. 96) о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке ст. 156 АПК РФ.

Ответчик иск оспорил частично, представил отзыв на иск от 29.07.2009г. №186 (л.д. 98), пояснив в судебном заседании (см. протокол от 29.09.2009г.), что срок погашения части задолженности в сумме 6694010руб. установлен до 2014-2015г.г. в связи с реструктуризацией, в остальной части иска – 8652370руб.65коп. ответчик в соответствии с. ч.3 ст.49 АПК РФ признал исковые требования, о чем в протоколе судебного заседания имеется подпись в соответствии со ст. 70 АПК РФ.

Суд принял признание ответчиком иска в части – 8652370руб.65коп., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Исследовав материалы дела, иные материалы, заслушав представителя ответчика, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

На основании пп. 4 п. 5 ст. 22 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также аналогичными нормами закона о бюджете на предшествующие годы (в том числе и на момент заключения спорного Договора долгосрочного финансового лизинга) ОАО «Росагроснаб» выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 года № 95-р, а также агентским договором от 15 апреля 2008 г. № 01-01-06/04-58, заключенным между ОАО
«Росагроснаб» и Министерством финансов РФ от имени Правительства РФ ОАО «Росагроснаб» в качестве агента Правительства Российской Федерации представляет интересы Российской Федерации в судах по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией.

В силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец является участником бюджетного процесса как получатель бюджетных средств, то есть организацией, имеющей право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ), приобретает соответствующие права и обязанности, носящие бюджетно-финансовый (или публично-правовой) характер, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

С момента получения средств федерального лизингового фонда все дальнейшие отношения истца, а именно обязательство по заключению договоров финансового лизинга, обязательство по возврату предоставленных бюджетных средств, ответственность за неисполнение этих обязательств, исковая давность и т.д. регулируются бюджетным законодательством, в том числе Бюджетным кодексом и федеральными законами о ежегодных федеральных бюджетах.

Истец заявляет требования о возврате бюджетных средств, направляемых на лизинговые операции в агропромышленном комплексе. Сумма задолженности по Договору лизинга является задолженностью по возмещению стоимости объектов лизинга, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе финансовой аренды (лизинга)», а также Правилами использования средств федерального бюджета, утвержденными Правительством РФ от 23.01.1998 года, выделяется из бюджета РФ на возвратной основе и не может быть использована не по целевому назначению.

Кроме того, названными Правилами, а также Порядком обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе от 05.05.1995 г. предусмотрена ответственность в случае нецелевого использования выделенных для лизинговых
операций бюджетных средств в виде штрафных санкций, приостановления выдачи средств из федерального бюджета, а также лишения права проведения лизинговых операций.

Как пояснил истец в возражении от 13.08.2009г. №1юл-23-79/2710 на отзыв ответчика (л.д. 117-120), за весь период осуществления истцом деятельности по выполнению и координации работ по проведению лизинговых операций, к нему ни разу не были применены указанные выше или какие-либо иные меры ответственности. Напротив, ежегодно принимаются Федеральные законы о продлении функций ОАО «Росагроснаб» как агента Правительства РФ, 22 июня 2009 года Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ и ОАО «Росагроснаб» заключили Дополнительное соглашение № 1 к агентскому договору от 15 апреля 2008 г. № 01-01-06/04-58. в соответствии с которым продлили срок действия агентского договора до «31» декабря 2009 года и увеличили стоимость вознаграждения Агента.

Что также, как пояснил истец, подтверждает добросовестное исполнение ОАО «Росагроснаб» своих обязательств перед Правительством Российской Федерации по обеспечению агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на лизинговой основе, в том числе, в соответствии с п. 3.11 Порядка, обязанности ОАО «Росагроснаб» по сбору на свой текущий банковский счет лизинговых платежей и перечислению их в доход федерального бюджета (на балансовый счет 40102 «Доходы федерального бюджета»).

В целях соблюдения надлежащего порядка получения бюджетных средств и перечисления денежных средств в доход Российской Федерации между ОАО «Росагроснаб» и Отделением федерального казначейства по Северо-западному административному округу г. Москвы Министерства финансов Российской Федерации был заключен Договор на расчетное обслуживание органами казначейства № 138 от «24» декабря 1998 года. Согласно указанному Договору Казначейство предоставляет ОАО «Росагроснаб» комплекс услуг по расчетному обслуживанию, предусмотренных действующим законодательством в отношении бюджетных средств.

Таким образом, получение
ОАО «Росагроснаб» бюджетных средств осуществляется путем перечисления на специальный счет ОАО «Росагроснаб», открытый в Отделении федерального казначейства по Северо-западному административному округу г. Москвы. Перечисление осуществляется мемориальными ордерами с указанием назначения платежа: «Бюджетное финансирование. Приобретение продукции по лизингу».

Возврат бюджетных средств (в виде возмещения стоимости объектов лизинга) полученных от Лизингополучателей, с 2001 года осуществляется ОАО «Росагроснаб» со специального счета, открытого в Отделении федерального казначейства по Северо-западному административному округу г. Москвы, на лицевой счет УФК по г. Москве платежныуш поручениями и осуществляется без ссылок на конкретные договоры финансового лизинга, с указанием назначения платежа «Возврат бюджетных средств (лизинговые платежи).

В соответствии с положениями указанных выше Правил, а также Порядка ОАО «Росагроснаб» на основе утвержденной Минсельхозпродом России номенклатуры в пределах предусмотренных средств (лимитов) заключает договоры купли-продажи с покупателями (поставщиками) продукции машиностроения, передаваемой в лизинг (типовые формы договоров согласованных с Минсельхозпродом России и Минсельхозом России).

В соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) от 19.03.2001г. №49-48-ДФЛ/1-1-230 истец (лизингодатель) передал ответчику (лизингополучателю) в арендное пользование оборудование в соответствии со спецификацией (приложение №1 к договору) по акту приема-передачи от 28.12.2001г. (л.д. 16), подписанным сторонами.

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга (п.3 ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

Статьями 307 и 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу обязательства одно лицо (должник)
обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно п.2 ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором финансовой аренды (лизинга). Пунктом п. 5 договора установлен порядок расчетов, график уплаты лизинговых платежей (л.д. 16-37).

Истец выполнил обязательства по договору, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Ответчик обязательства по указанному договору исполнил ненадлежащим образом. Согласно расчету истца, за ответчиком образовалось 15346380руб.65коп. задолженности по возмещению стоимости объектов лизинга.

В материалах дела отсутствуют сведения о погашении указанной задолженности, сумма долга подтверждена актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2008г. (л.д. 134).

В отзыве на иск (л.д. 96) ответчик, не отрицая наличие указанной задолженности, просил в иске отказать, сославшись на пропуск истцом срока исковой давности и реструктуризацию задолженности.

В судебном заседании ответчик в соответствии с. ч.3 ст.49 АПК РФ признал исковые требования о взыскании 8652370руб.65коп., о чем в протоколе судебного заседания от 29.09.2009г. имеется подпись в соответствии со ст. 70 АПК РФ.

В соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования в случаях, установленных законом.

На основании п. 4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к правоотношениям сторон не применяются правила о сроках исковой давности, установленные гражданским законодательством Российской Федерации, в случае если требования Российской Федерации возникли в связи
с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков.

В соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», установлено, что п. 4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим до 1 января 2008 г.

Таким образом, к спорным отношениям не применяется срок исковой давности в три года, установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, иск в части требования о взыскании 8652370руб.65коп. обоснован, правомерен и подлежит удовлетворению.

В остальной части – 6694010руб. в иске следует отказать ввиду следующего.

В своем возражении (л.д. 117-120) ответчик ссылается на проведенную реструктуризацию долга между ОАО «Росагроснаб» и РГП «Севосетинагроснаб».

Соглашения о реструктуризации долгов по лизингу заключались между РГП «Севосетинагроснаб» и лизингополучателями, которым РГП «Севосетинагроснаб» поставлял по договорам лизинга технику.

В соглашении о реструктуризации долга указано, что РГП «Севосетинагроснаб» выступает в роли Кредитора. За предоставленную реструктуризацию лизингополучатели в соответствии с графиком погашения долгов должны ежегодно производить платы за отсрочку, а погашение самого долга с 2014-2015г.г. (л.д. 142, 148).

Между ОАО «Росагроснаб» (истцом) и РГП «Севосетинагроснаб» (ответчиком) соглашение о реструктуризации долгов не заключалось.

Соглашения ответчика с ОАО «Росагроснаб» о намерениях реструктуризации от
27.09.2007г. №35 (л.д. 143-144) и от 28.09.2007г. №21 (л.д. 137-138), учитывая условия, в том числе п. 1, являются предварительной договоренностью и свидетельствуют лишь о намерении сторон реструктуризировать задолженность, а не о реструктуризации задолженности.

В тоже время согласно п.3 указанных соглашений они (соглашения) предназначены для представления в территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Ссылка истца на доверенность от 18.07.2007г. №23-80/д (л.д. 152) также несостоятельна.

На основании доверенности, выданной ОАО «Росагроснаб» действующему на тот момент директору Баскаеву *.*., последний имел право представлять интересы и действовать от имени ОАО «Росагроснаб» в работе Территориальной комиссии, в том числе принимать в установленном порядке решения о подписании соглашения о реструктуризации долгов.

Таким образом, в иске в части требования о взыскании 6694010руб. следует отказать.

Расходы по уплате 88231руб.90коп. госпошлины подлежат отнесению на стороны по правилам ст. 110 АПК РФ, а именно: с истца подлежит взысканию 38486руб.29коп., с ответчика – 49745руб.61коп.

Истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с пп.1. п.1 ст. 333.37 НК РФ, учитывая статус истца как агента Правительства РФ, подтвержденный ст. 26 ФЗ «О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010 кодов» и агентским договором от 15.04.2008г. №01-01-06/04-58, заключенным с Минфином РФ.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета РФ следует взыскать 49745руб.61коп. госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Взыскать с Республиканского государственного предприятия «Севосетинагроснаб» в пользу открытого акционерного общества «Росагроснаб» 8652370руб.65коп. задолженности.

В части требования о взыскании 6694010руб. в иске отказать.

Взыскать с Республиканского государственного предприятия «Севосетинагроснаб» в доход бюджета РФ 49745руб.61коп. госпошлины.

Настоящее Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259,
260, 275-277 АПК РФ.

Судья *.*. Агаева