Судебная практика

Решение от 2010-03-11 №А67-10324/2009. По делу А67-10324/2009. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67-10324/2009

04 марта 2010 г. дата оглашения резолютивной части

11 марта 2010 г. дата изготовления в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области *.*. Скачкова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого внешнеэкономического акционерного общества «Техснабэкспорт»

к Томской таможне

о признании незаконными действий,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Скачковой,

при участии:

от заявителя – *.*. Терентьевой по доверенности от 27 11 2009г., *.*. Коротковой по доверенности от 27 02 2010г., br>
03 07 2009г., удостоверение ГС № 110657,

Установил:

Открытое внешнеэкономическое акционерное общество «Техснабэкспорт» (далее по тексту – заявитель, общество, ОАО «Техснабэкспорт») обратилось в Арбитражный суд Томской области к Томской таможне (далее по тексту – ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), о признании незаконными действий должностных лиц Томской таможни по корректировке стоимости товара по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб. (т.2 л.д. 84).

В судебном заседании представители ОАО «Техснабэкспорт» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных объяснениях, в том числе: - 22 07 2009г. Томская таможня сообщила о завершении процедуры таможенного контроля таможенной стоимости по ГТД № 10611020/290609/0000060, о том, что первый метод определения таможенной стоимости не может быть применен и предложила ОАО «Техснабэкспорт» определить таможенную стоимость по другому методу. 22 07 2009г. на ДТС-1 № 10611020/290609/0000060 должностным лицом таможенного органа была сделана соответствующая запись «ТС подлежит корректировке». После отказа ОАО «Техснабэкспорт» определить таможенную стоимость по другому методу, 04 09 2009г. должностным лицом Северского таможенного поста Томской таможни проведена корректировка таможенной стоимости – оформлены КТС-1 № 10611020/290609/0000060 и ДТС-2 № 10611020/290609/0000060. Таможенная стоимость обедненного урана (товар № 1) определена по шестому (резервному методу), контейнеров типа 48Y (товар №№ 2-7) - по третьему методу (по цене сделки с однородными товарами) определена таможенным органом самостоятельно, на основании имеющейся у таможни ценовой информации. Поскольку таможенная стоимость товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060, определенная таможенным органом, оказалась выше, чем заявленная ОАО «Техснабэкспорт», увеличилась сумма таможенных платежей на 1014123,81 руб.;
- в целях документального подтверждения выбранного метода оценки таможенной стоимости по ГТД №10611020/290609/0000060 все необходимые документы были представлены ОАО «Техснабэкспорт» в таможенный орган, представленные документы свидетельствуют о соблюдении условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами, поскольку в указанных документах содержались сведения, необходимые для финансового урегулирования сделки: цена за единицу товара, сумма платежа и ее расчет, валюта платежа, реквизиты банковского счета продавца, сроки оплаты. Сведения инвойса полностью соответствовали сведениям о таможенной стоимости, заявленной в ГТД № 10611020/290609/0000060 и ДТС 10611020/290609/0000060. Таким образом, ОАО «Техснабэкспорт» обоснованно применило первый метод и Определило таможенную стоимость товаров на основании достоверных сведений, содержащихся в представленных документах. Не предоставление экспортной декларации, прайс-листов, биржевых котировок и сведений о средней рыночной стоимости товаров в стране экспорта не могут быть доказательством того, что в контракте имеются условия, влияние которых на цену товара не может быть определено; - в статье 2 контракта от 20 03 2002г. № 08843672/25020-051Д указано, что предметом контракта является покупка исходного материала, используемого для производства обогащенного урана. Несмотря на то, что в контракте содержится ссылка на то, что из исходного материала будет нарабатываться обогащенный уран для последующей поставки по контракту № 08843672/90124-02Д от 22 04 1999г., измененному дополнениями №№ 3, 6, 7, 8, условия контракта не содержат положений, каким-либо образом ограничивающих право собственности (свободного пользования и распоряжения) обедненным ураном ОАО «Техснабэкспорт». Напротив, пунктом 4.6 контракта предусмотрена возможность наработки обогащенного урана из иного исходного материала заказчика. Кроме того, пунктом 13.4 контракта прямо предусмотрена возможность реэкспорта, т.е. поставки ядерных материалов, поставляемых в рамках
настоящего контракта, в другие страны; - согласно пункту 2 статьи 24 Закона РФ «О таможенном тарифе» при применении шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости, не может быть использована цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей. Из дополнения № 1 к ДТС № 10611020/290609/0000060 от 04 09 2009г. следует, что должностные лица Томской таможни самостоятельно Определили таможенную стоимость обедненного урана и провели корректировку таможенной стоимости по шестому методу. При этом использовалась ценовая информация таможенного органа об однородных товарах, оформленных по контракту № 08843672/25040-51Д, и таможенным органом из двух имеющихся цен была взята наивысшая цена. При принятии таможенным органом резервного метода определения таможенной стоимости обедненного урана Томская таможня использовала информацию о стоимости товара, имеющуюся в базе данных «Мониторинг Анализ» без учета мировой практики и особенностей контракта от 20 03 2002г. № 08843672/25020-051Д. Не было учтено, что поставка обедненного урана в контейнерах типа 48Y в Россию ОАО «Техснабэкспорт» осуществляется лишь по двум контрактам из Англии и из Франции. Цена на поставляемый товар определялась с учетом отсутствия свободного рынка обедненного урана и контейнеров на основании договоренностей с каждой из фирм. Цена на обедненный уран и контейнеры в рамках каждой из сделок являлась экономически выгодной, учитывались особенности производства и используемые технологии для каждой из сторон, и именно по этим ценам осуществляются расчеты за поставленный материал и контейнеры; - контейнеры 48Y являются тарой для транспортировки и хранения обедненного урана. Свободный рынок контейнеров отсутствует. Их стоимость зависит от года изготовления, от закупочной цены и от страны, в которой закупаются контейнера фирмой, впоследствии
поставляющей обедненный уран; - таможенный орган незаконно применил метод по стоимости сделки с однородными товарами, так как в нарушение положений статьи 21 Закона «О таможенном тарифе», таможенный орган не обосновал применение указанного метода, таможенный орган не указал сведения какой конкретно сделки (поставки) использовал, а также применил наивысшую из имеющихся цен; - действия должностных лиц Томской таможни нарушают права и законные интересы ОАО «Техснабэкспорт» в сфере экономической деятельности, так как этими действиями на общество возложена обязанность дополнительной уплаты значительной суммы таможенных платежей. Необоснованное проведение корректировки таможенной стоимости обедненного урана таможенным органом усложняет процесс таможенного оформления, увеличивает сроки таможенного оформления и выпуска, тем самым оказывает негативное влияние на производственный процесс предприятия.

Представители ответчика в судебном заседании, не признавая требования заявителя, просили в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях, в том числе: - отказ от принятия заявленной ОАО «Техснабэкспорт» таможенной стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060, исчисленной по первому методу определения таможенной стоимости, является не действием, а письменным Решением государственного органа, принятым по установленной форме, выраженным в проставлении записи «30. таможенная стоимость подлежит корректировке. 22 07 2009» в поле «для отметок таможенного органа» декларации таможенной стоимости ДТС-1; - Решение о необходимости корректировки заявленной обществом таможенной стоимости товаров доведено до сведения общества в письме от 22 07 2009г. № 23-13/090, получено на руки представителем общества 23 07 2009г. С момента получения письма, то есть с момента, когда ОАО «Техснабэкспорт» стало известно о нарушении прав и законных интересов, до момента обращения общества с заявлением в Арбитражный суд Томской области прошло
более 4 месяцев. Заявителем нарушен срок для подачи заявления в арбитражный суд о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ; - в процессе таможенного оформления ГТД № 10611020/290609/0000060 на этапе контроля таможенной стоимости выявлено, что в соответствии со статьей 2 контракта № 08843672/25020-051Д на поставку обедненного урана от 20 03 2002г. поставляемый поставщиком (АО «Евродиф») заказчику (ОАО «Техснабэкспорт») исходный материал, используемый для производства обогащенного урана, после оказания услуг по его обогащению и услуг, связанных с упаковкой, должен быть поставлен в соответствии со статьей 5 (пункты 5.3, 5.5) контракта № 08834672/90124-02Д на поставку услуг по обогащению урана от 22 04 1999г. Указанные обязательства свидетельствуют о наличии ограничений в отношении прав покупателя (ОАО «Техснабэкспорт») на пользование и распоряжение товарами: ОАО «Техснабэкспорт», приобретая товар у АО «Евродиф», не свободен в реализации своих прав на товар и связан необходимостью его поставки этому же контрагенту. Полученный после переработки товар подлежит закупке АО «Евродиф» на условиях другого контракта (обязательство выкупить полученный после переработки товар на условиях другого контракта), а также о наличии условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено: установленная в 1999 году стоимость исходного материала и упаковки (контейнеры 48Y) для использования при работе с таможенными органами, осталось неизменной при заключении отдельного контракта в 2002 году, и не менялась до 2009 года включительно. При этом структура заявленной таможенной стоимости оформленных товаров включает в себя не только цену товара, но и расходы, риски, связанные с доставкой товара до морского порта на
таможенную территорию РФ, стоимость разгрузки и страхование, тарифы на которые не могли оставаться неизменными на протяжении столь длительного периода времени (11 лет). В отношениях между партнерами реальная цена товаров значения не имеет, т.к. товары предоставляются АО «Евродиф» при условии, что он (АО «Евродиф») получит переработанный (обогащенный) товар обратно. В письме ОАО «Техснабэкспорт» от 28 06 2006г. № 003863 «О документах на транспортные упаковочные комплекты», адресованное ФТС РФ и размещенное в сети общего пользования Интернет, говорится, что транспортные упаковочные комплекты (ТУК), предназначенные для перевозки ядерных материалов, являются собственностью иностранной стороны. В четвертой части номера паспорта сделки (ПС) указан код вида контракта «9 - смешанная сделка» (ПС № 05020047/2209/0000/9/0), что означает наличие в контракте элементов различных договоров (сделок): обязательства по ввозу (вывозу) товаров на таможенную территорию РФ (с таможенной территории РФ) и обязательства по оказанию услуг с оплатой соответствующих товаров и услуг. Для подтверждения выполненных обязательств по контракту № 08843672/25020-051Д ОАО «Техснабэкспорт» представлены только платежные документы на оплату товаров; - по результатам сравнения и анализа заявленной декларантом таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, полученной из всероссийской базы данных таможенных органов «Мониторинг-Анализ», выявлено расхождение между величиной заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, классифицируемых код ТН ВЭД России 2844309110, 8609009009 и уровнем цен на аналогичные товары, оформленные в других таможенных органах ФТС при сопоставимых условиях, а именно: 1. за период с 01 01 2009г. по 29 06 2009г. таможенными органами ФТС России оформлено 14 ГТД с товарами, классифицируемыми в соответствии с ТН ВЭД России кодом 2844309110. Декларантом товаров во всех случаях являлся
ОАО «Техснабэкспорт». Из них по 10 ГТД в процессе таможенного оформления или после выпуска товаров заявленная таможенная стоимость указанного товара была откорректирована. По 4 ГТД таможенная стоимость заявлена декларантом и принята таможенным органом по первому методу определения таможенной стоимости – по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод - 1). По всем 14 оформленным ГТД уровень таможенной стоимости составляет 0,41 долл. США/кг (0,6 долл. США за КГU). По ГТД № 10611020/290609/0000060 заявленный уровень таможенной стоимости составляет 0,08 долл. США/кг (0,125 долл. США за KГU). За период с 29 03 2009г. по 29 06 2009г. таможенными органами ФТС России оформлено 5 ГТД по первому методу определения таможенной стоимости – по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод - 1) с товарами, классифицируемыми в соответствии с ТН ВЭД России кодом 8609009009 с учетом сведений, указанных в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» ГТД (контейнеры «48Y»). Декларантом товаров во всех случаях являлся ОАО «Техснабэкспорт». По 3 оформленным ГТД уровень таможенной стоимости составляет 0,16 долл. США/кг (390 долл. США за шт.), по 2 оформленным ГТД уровень таможенной стоимости составляет 0,04 долл. США/кг (100 долл. США за шт.). По ГТД № 10611020/290609/0000060 заявленный уровень таможенной стоимости составляет 0,04 долл. США/кг (100 долл. США за шт.). При анализе граф 31 «Грузовые места и описание товаров» ГТД с использованием базы данных таможенных органов «Мониторинг-Анализ» выявлено, что физические характеристики (степень обогащения) товара - обедненный уран... (код ТН ВЭД России 8609009009), заявленного в ГТД № 10611020/290609/0000060 выше, чем у аналогичных товаров, оформленных в других таможенных органах ФТС по первому методу
определения таможенной стоимости, а заявленная таможенная стоимость почти в пять раз ниже (По ГТД № 10611020/290609/0000060: 0,08 долл. США/кг (0,125 долл. США за КГU), по оформленным ГТД: 0,41 долл. США/кг (0,6 долл. США за KГU). 2. При анализе физических характеристик товара - контейнеры 48Y (вес нетто, материал, используемый при изготовлении) (код ТН ВЭД России 8609009009) выявлено, что стоимость 1 тонны лома черных металлов на мировом рынке превышает в 2,5 раза заявленную таможенную стоимость 1 тонны веса нетто контейнера 48Y (100 долл. США за шт.), изготовленного из более дорогостоящего материала (углеродистая сталь). Указанные обстоятельства могут служить признаком, указывающим, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными или имеются условия, которые повлияли на цену товара; - перечень обязательных (основных) документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, утвержден приказом ФТС от 25 04 2007г. № 536. Зачастую перечень этих документов ошибочно оценивается как исчерпывающий на основании статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), согласно которой таможенные органы при производстве таможенного оформления вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которых предусмотрено Кодексом. При этом не принимается во внимание положение пункта 4 статьи 323 ТК РФ, наделяющего таможенный орган правом помимо основных документов запросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости; - в письме ОАО «Техснабэкспорт» от 17 07 2009 № 06424 на запрос таможенного органа от 30 06 2009г. № 1 не содержится обоснования
правомерности использования избранного им метода определения таможенной стоимости (Метода - 1), и отсутствуют объективные причины для непредставления истребованных таможенным органом документов, сведений и пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену товара, а именно: в п. 1) содержится отказ в заполнении и представлении пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену товара, ссылаясь на конфиденциальность информации и не учитывая при этом положения статьи 10 ТК РФ, согласно которой любая информация (в т.ч. конфиденциальная), полученная таможенными органами, может использоваться исключительно в таможенных целях и не полежит разглашению; в п. 2) указано на отказ контрагента (АО «Евродиф») в предоставлении экспортной декларации, так как декларирование товаров производилось в электронном виде. Данный факт вызывает сомнения, так как декларирование товаров в электронном виде не препятствует возможности получить бумажную копию ГТД. Кроме того, согласно Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс 2000»» в соответствии с условиями поставки DES продавец (АО «Евродиф») обязан по просьбе покупателя (ОАО «Техснабэкс­порт») оказать ему полное содействие в получении документов или эквивалентных извещений по электронной связи, выдаваемых в/или передаваемых из страны отгрузки и/или происхождения товара, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара. Учитывая, что контрагенты внешнеторгового договора имеют длительные партнерские отношения (11 лет), отказ в содействии и не соблюдение обычаев делового оборота иностранным партнером (АО Евродиф) является противоестественным; в п. 3) имеется ссылка на то, что рынка обедненного урана не существует, однако анализ имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации показал, что контракт по поставке уранового сырья не является уникальным. Относительно контейнеров поясняется, что они не предназначенны для дальнейшего использования и не подлежат дальнейшей реализации (ограничение). Не подтверждение лицом заявленной таможенной стоимости и не устранение обоснованных сомнений таможенного органа в ее достоверности - вследствие отказа лица от реализации предоставленного ему законом права доказать обоснованность заявленных сведений по таможенной стоимости - влечет отказ таможенного органа в применении избранного декларантом метода определения таможенной стоимости, предложение определить таможенную стоимость по иному методу, а в случае отказа - самостоятельную корректировку таможенной стоимости таможенным органом. После получения от декларанта ответного письменного решения о своем несогласии определить заявленную таможенную стоимость в рамках другого метода определения таможенной стоимости, в соответствии с пунктом 7 статьи 323 ТК РФ, таможенным органом было принято окончательное Решение по таможенной стоимости (от 04 09 2009г.) и самостоятельно определена таможенную стоимость товаров, заявленных в ГТД № 10611020/290609/0000060. Дополнительно представители пояснили, что: - комплекс программных средств «Мониторинг-Анализ» является официальным информационным ресурсом таможенных органов РФ, содержащим необходимую для контроля таможенной стоимости ценовую информацию, использование которого предусмотрено действующим законодательством; - по статье 13.4 контракта № 08843672/25020-051Д на поставку обедненного урана от 20 03 2002г.: Указанная статья называется «Условия реэкспорта в страны, не являющиеся членами Европейского Союза». Содержание статьи 242 ТК РФ «Применение таможенного режима реэкспорта к товарам, выпущенным для свободного обращения» исключает возможность свободной реализации товара, поставляемого в счет контракта № 08843672/25020-051Д, на которую ссылается заявитель ОАО «Техснабэкспорт»; - результаты дополнительного контроля, проводимого таможенными органами в рамках статьи 363 ТК РФ и в сроки, предусмотренные статьей 361 ТК РФ (в течение одного года после выпуска), свидетельствуют о нарушении декларантом ОАО «Техснабэкспорт» Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» и подтверждают правомерность принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости, выражающееся в несогласии с использованием избранного декларантом (ОАО «Техснабэкспорт») метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод - 1) и предложении декларанту определить таможенную стоимость с использование другого метода.

Как следует из материалов дела, ОАО «Техснабэкспорт» в качестве юридического лица зарегистрировано Государственным учреждением «Московская регистрационная палата» 28 01 1994г. № 029.427, ОГРН 1027700018290.

ОАО «Техснабэкспорт» является внешнеторговой организацией со 100% участием государства в уставном капитале, уполномоченной Федеральным агентством по атомной энергии на осуществление экспортно-импортных операций по поставкам ядерных материалов.

В целях обеспечения производственной деятельности предприятий атомной отрасли, ОАО «Техснабэкспорт» 20 03 2002г. заключен контракт с западноевропейским консорциумом АО «Евродиф» № 08842672/25020-051Д.

В июне 2009г. в рамках исполнения контракта № 08842672/25020-051Д от 20 03 2002г. в адрес открытого акционерного общества «Сибирский химический комбинат» поступил уран, обедненный ураном-235, в форме гексафторида урана (содержание U-2356: 0,4%), помещенный в 40 металлических транспортных упаковочных комплектов (ТУК) типа 48Y.

Таможенное оформление поступившего товара производилось на Северском таможенном посту Томской таможни по ГТД № 10611020/290609/0000060 в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления».

Таможенная стоимость обедненного урана и контейнеров определена ОАО «Техснабэкспорт» по первому методу - методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В обоснование применения указного метода определения таможенной стоимости товара, ОАО «Техснабэкспорт» представило в таможенный орган контракт № 08842672/25020-051Д от 20 03 2002г. с дополнениями, договор комиссии с изменениями, паспорт сделки, спецификацию, инвойс № 2009-027, упаковочные листы и другие товаросопроводительные документы.

В ходе таможенного контроля таможенным органом в адрес ОАО «Техснабэкспорт» направлен запрос от 30 06 2009г. № 1 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, в котором обществу предложено в срок до 01 07 2009г. представить: пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, экспортную декларацию страны вывоза, оригинал счета-фактуры № 2009-027 от 10 06 2009г., прайс-листы, биржевые котировки или иные сведения о средней рыночной стоимости товаров в стране экспорта.

Требованием таможенного органа от 01 07 2009г. для соблюдения условий выпуска товаров ОАО «Техснабэкспорт» в соответствии с пунктом 6 статьи 323 ТК РФ предложено в срок до 02 07 2009г. внести денежные средства в размере 1014123,81 руб. для обеспечения уплаты таможенных платежей и скорректировать сведения о внесенном обеспечении в графах 44, 48 в ГТД, так как установлено, что в ходе таможенной проверки декларации № 10611020/290609/0000060 обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости, влияющие на величину причитающихся к уплате таможенных платежей, могут быть недостоверными.

17 07 2009г. ОАО «Техснабэкспорт» в адрес таможенного органа направлено письмо исх. № 06424 с приложенными документами, в котором общество сообщило о направлении оригинала счета № 2009-027 от 10 06 2009г., кроме того, в письме общество указало, что заполнить указанную форму не представляется возможным, поскольку условия сделок, заключаемых на урановую продукцию и сам товар, оформленный по ГТД № 10611020/290609/0000060, имеют особенности, отличные от обычных товаров и внешнеэкономических сделок, а именно: ограничено количество участников уранового рынка, отсутствует биржевая торговля, при формировании цен используется контрактное ценообразование, условия которого обязательны для исполнения сторонами и пересмотру не подлежат, прайс-листы производителями не оформляются, внутренний рынок отсутствует и, соответственно, отсутствует розничная торговля, покупателем урановой продукции является 100% государственная компания, товар является особо опасным грузом и перемещается под физической защитой, относится к стратегическому товару, подлежит государственному учету и контролю, информация о нем является строго конфиденциальной. Также, в письме сообщалось, что предоставить запрашиваемую декларацию страны отправителя не представляется возможным, так как продавец товаров – фирма «Евродиф» отказал в ее направлении ОАО «Техснабэкспорт» в связи с тем, что декларирование указанных товаров производилось в электронном виде. Кроме того, ОАО «Техснабэкспорт» указало, что не имеет возможности представить биржевые котировки и иные сведения о средней рыночной стоимости товаров в стране экспорта, поскольку контракт на поставку данного товара является уникальным в мировой практике, сам товар является уникальной продукцией и рынка обедненного урана не существует. Товар поставляется и хранится в контейнерах, не предназначенных для дальнейшего использования и не подлежащих дальнейшей реализации.

22 07 2009г. таможенный орган в письме № 23.13/090 «О завершении процедуры контроля таможенной стоимости по ГТД № 10611020/290609/0000060» заявителю указал, что заявленный ОАО «Техснабэкспорт» метод определения таможенной стоимости товара декларированного по ГТД № 10611020/290609/0000060, не может быть использован при таможенной оценке. Указанным письмом таможенный орган предложил ОАО «Техснабэкспорт» для завершения процедуры контроля таможенной стоимости товара в срок до 05 09 2009г. заявить таможенную стоимость по ГТД № 10611020/290609/0000060 с использованием другого метода ее определения, приложил копию ДТС-1 с дополнительным листом.

04 09 2009г. ОАО «Техснабэкспорт» в письме б/н сообщило об отказе определить таможенную стоимость по другому методу.

04 09 2009г. должностным лицом Томской таможни проведена корректировка таможенной стоимости товара по ГТД № 10611020/290609/0000060 (оформлены КТС-1 № 10611020/290609/0000060 и ДТС-2 № 10611020/290609/0000060), согласно которой стоимость обедненного урана в форме гексафторида урана с содержанием U-235 определена по шестому резервному методу, стоимость контейнеров типа 48Y определена по третьему методу- методу стоимости сделки с однородными товарами.

Во исполнение требования от 01 07 2009г. о внесении 1014123,81 руб. для обеспечения уплаты таможенных платежей, указанная сумма денежных средства была списана с авансовых платежей, внесенных по п/п от 26 03 2009г № 66, и оформлена по таможенной расписке № ТР-10611020/010709/ТР-2461544 как обеспечение уплаты таможенных платежей до принятия окончательного решения по таможенной стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060, после самостоятельного определения таможенной стоимости и проведения корректировки, 04 09 2009г. таможенный орган по заявлению общества списал денежные средства в размере 1014123,81 руб. в счет уплаты таможенных платежей.

Полагая, что указанные действия должностных лиц Томской таможни по корректировке стоимости товара по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб. являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, ОАО «Техснабэкспорт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признание незаконными действий должностных лиц Томской таможни по корректировке стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб. является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров установлен статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

В силу пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает Решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.

Пунктом 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять Решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров (пункт 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В пункте 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после выпуска товаров, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей (статья 350), если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

В соответствии пунктом 2 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации устанавливает Закон РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определены в статье 12 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», согласно которой определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода (пункт 1 указанной статьи).

Пунктом 2 статьи 12 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных статьями 22 и 23 настоящего Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному статьей 24 настоящего Закона.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

В силу пункта 2 статьи 19 Закона от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые существенно не влияют на стоимость товаров и если продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.

Из перечисленных норм права следует, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, который в данном случае и был применен декларантом. При этом Закон РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Кроме того, исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Также, по смыслу статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).

Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 07 2005г. № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

В пункте 5 данного постановления указано, что поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, Решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.

В случае применения названного основания в качестве отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать каким образом та или иная неточность (расхождение сведений) влияет на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.

Как следует из письма Томской таможни № 23.13/090 от 22 07 2009г., при сравнении таможенной стоимости оформляемого товара с уровнем цен на аналогичные товары, согласно КПС «Мониторинг-Анализ», с учетом страны происхождения товара установлено, что заявленная таможенная стоимость товара значительно ниже таможенной стоимости аналогичных товаров, оформляемых в различных региональных таможенных управлениях. Заявленный в ГТД №10611020/290609/0000060 значительно низкий уровень та­моженной стоимости позволил предположить, что продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может количественно определено, участником ВЭД для подтверждения стоимости предоставлены недостоверные сведения о стоимости товара, что и вызвало необходимость представления дополнительных документов. Запрошенная у ОАО «Техснабэкспорт» по требованию № 1 от 30 06 2009г. экспортная ГТД страны отправления, а также прайс-листы, биржевые котировки или иные сведения о средней рыночной стоимости товаров в стране экспорта, декларантом не предоставлены. Предоставленный же декларантом оригинал счета-фактуры и пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки, не раскрывают объективных причин, повлиявших на значительное уменьшение цены сделки от сложившихся цен на аналогичные товары при продаже в Российскую Федерацию. Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товара, аналогичных с оцениваемыми, является основанием для возникновения сомнений у таможенного органа в ее достоверности и назначении необходимых проверочных мероприятий.

На основании изложенного таможенный орган пришел к выводу о том, что заявленный ОАО «Техснабэкспорт» метод определения таможенной стоимости товара декларированного по ГТД № 10611020/290609/0000060, не может быть использован при таможенной оценке в силу несоблюдения декларантом требований пункта 3 статьи 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» и пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, в части достоверности использованной информации.

Из приложенного к данному письму дополнению № 1 к ДТС-1 следует, что согласно статье 2 контракта на поставку обедненного урана между АО «Евродиф» и ОAO «Техснабэкспорт» № 08843672/25020-051Д от 20 03 2002г. предметом контракта выступает исходный материал, поставляемый по данному контракту - это материал, используемый для производства обогащенного урана, подлежащий закупке поставщиком у заказчика по контракту № 08834672/90124-02Д от 22 04 1999г. Также, согласно статье 4.1 контракта № 08843672/25020-051Д от 20 03 2002г. исходный товар (урановая продукция), упаковывается в контейнеры. Контейнеры «48Y» (код ТН ВЭД 8609009009), предназначены для транспортировки уранового сырья и не являются самостоятельным объектом сделки, а используются в качестве тары. Из содержания контракта № 08834672/90124-02Д следует, что в 1999 году стороны договорились о предоставлении ОАО «Техснабэкспорт» заказчику услуг по обогащению исходного материала - обедненного урана, поставляемого самим заказчиком (АО Евродиф). В статье 4.5 контракта № 08834672/90124-02Д содержится указание, что стоимость исходного материала и контейнеров «48Y» оплате не подлежит и установлена для использования при работе с таможенными органами. В 2002 году стороны оформили отдельный контракт № 08843672/25020-51Д на поставку обедненного урана, при этом цена ранее указанная в контракте № 08834672/90124-02Д только для целей таможенного оформления, осталась неизменной и теперь является ценой подлежащей уплате за исходный материал и контейнеры, используемые в качестве тары. Не изменяющаяся на протяжении 11 лет цена на исходный материал и контейнеры и предусмотренное статьей 2 контракта № 08843672/25020-051Д обязательство поставщика выкупить полученный после переработки продукт у заказчика по контракту № 08834672/90124-02Д позволяет предположить наличие ограничений в отношении прав покупателя (в данном случае заказчика) на пользование и распоряжение товарами.

В результате Томская таможня отказала обществу в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, так как существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (пункт 1 ДТС-1) и в связи с отсутствием документального подтверждения достоверной информации заявленной обществом стоимости товара (пункт 2 ДТС-1) со ссылкой на пункт 2 статьи 19 и пункт 3 статьи 12 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» соответственно.

Таким образом, исходя из изложенной таможенным органом в дополнении № 1 к ДТС-1 позиции со ссылкой на перечисленные нормы права, указанное и должно быть доказано ответчиком.

В данном случае, при использовании такого основания для отказа от применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами, которое указано таможенным органом в дополнении № 1 к ДТС-1 в пункте 1 таможенный орган должен доказать не только то, что существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, но и то, что данные ограничения существенно влияют на стоимость товаров или их влияние на стоимость товаров не может быть количественно определено.

Томская таможня, анализируя условия контракта с АО «Евродиф» от 20 03 2002г. № 08843672/25020-051Д, указывает о наличии в нем условий (обязательство поставщика выкупить полученный после переработки продукт на условиях другого контракта), влияние которых на цену товара не может быть количественно определено. Данное условие таможенный орган трактует как ограничение у ОАО «Техснабэкспорт» права пользования и распоряжения обедненным ураном и контейнерами и делает вывод о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, ввозимых по данному контракту. При этом таможенный орган проводит корректировку таможенной стоимости товаров на основании ценовой информации об однородных товарах, оформленных по контракту с фирмой «Юренко» № 08843672/25040-51Д в Екатеринбургской таможне.

Согласно статьям 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 год) и статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон, а корректировка таможенной стоимости товара применяется в случае, если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствует фиксированная цена и отражены условия определения окончательной цены товара, либо в соответствии с условиями контракта окончательная цена определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем.

Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупностью с фактическими обстоятельствами настоящего дела, арбитражный су приходит к выводу о том, что таможенным органом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано оказание влияния содержащегося в статье 2 контракта № 08843672/25020-051Д от 20 03 2002г. на поставку обедненного урана между АО «Евродиф» и ОAO «Техснабэкспорт» условия именно таким образом на стоимость товара.

Так, в статье 8 контракта указано, что заказчик должен оплатить поставку исходного материала по цене 0,125 долларов США за КГU. Как следует из текста контракта, цена установленная контрактом, является фиксированной, стоимость сделки включает в себя все предусмотренные действующим законодательством компоненты: расходы по перевозке товаров, их страхованию, расходы по погрузке, выгрузке, перевозке товаров до места их прибытия на таможенную территорию РФ в соответствии с условиями поставки, указанными в контракте и инвойсе. Каких-либо иных доначислений к цене в контракте не предусмотрено, в связи с чем таможенная стоимость была определена ОАО «Техснабэкспорт» по цене, фактически подлежащей оплате по контракту.

Пунктом 4.6 контракта предусмотрена возможность наработки обогащенного урана из иного исходного материала заказчика, т.е. ОАО «Техснабэкспорт». Пунктом 13.4 контракта прямо предусмотрена возможность реэкспорта, т.е. поставки ядерных материалов, поставляемых в рамках настоящего контракта, в другие страны. Условия поставки (перепродажи) ядерных материалов, определенные пунктом 13.4, не являются условиями, влияющими на стоимость поставляемого товара. Данные условия касаются соблюдения международных требований безопасности использования ядерных материалов.

Несмотря на то, что в контракте содержится ссылка на то, что из исходного материала будет нарабатываться обогащенный уран для последующей поставки по контракту № 08843672/90124-02Д от 22 04 1999г., измененному дополнениями №№ 3, 6, 7, 8, условия контракта не содержат положений, каким-либо образом ограничивающих право собственности (свободного пользования и распоряжения) ОАО «Техснабэкспорт» обедненным ураном и контейнерами.

В нарушение Письма ФТС РФ от 05 11 2008г. № 01-11/46126 «О разъяснении отдельных вопросов, в том числе по условиям применения метода определения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами» таможенный орган не принял во внимание, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что для определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами не должно быть ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами.

Данное условие касается ограничения прав покупателя на действия с товарами, установленного продавцом во внешнеторговом договоре купли-продажи. Если по условиям внешнеторгового контракта продавец не ограничивает каким-либо образом права покупателя на пользование и распоряжение товарами, то таможенная стоимость товаров может быть определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами при соблюдении других условий применения данного метода.

Обосновывая невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости Томская таможня также указывает на то, что исходный материал (обедненный уран) поставляемый по контракту № 08843672/25020-051Д, после оказания услуг по его обогащению и упаковке, должен быть поставлен по контракту № 08843672/90124-02Д.

Однако, предметом контракта № 08843672/90124-02Д является предоставление услуг по обогащению и услуг по упаковке. В результате чего в рамках этого контракта на других условиях поставки поставляется другой товар - обогащенный уран, имеющий количественные, стоимостные и качественные характеристики, многократно отличающиеся от товара - обедненного урана.

В соответствии с условиями контракта № 08843672/90124-02Д, обогащенный уран будет поставляться в упаковках фирмы «Евродиф» - ЗОВ. Каких - либо ограничений по пользованию и распоряжению контейнерами 48Y контракт № 08843672/90124-02Д также не содержит.

Кроме того, пунктом 5.2 дополнения № 7 к контракту № 08843672//90124-02Д предусмотрена прямая возможность использования другого сырья по другим контрактам. В силу положений пункта 5.2 дополнения № 7 для производства обогащенного урана, поставляемого по данному контракту, поставщик может использовать необлученный собственный исходный материал, приобретаемый по другим контрактам, в том числе у заказчика.

Таким образом, ссылка Томской таможни на контракт № 08834672/90124-02Д в подтверждение позиции о наличии ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами не принимается судом, поскольку, согласно статьи 323 ТК РФ и пункту 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС РФ от 25 04 2007г. № 536, данный договор не является документом, напрямую обосновывающим таможенную стоимость товаров по контракту № 08843672/25020-051Д.

Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Осуществляя корректировку таможенной стоимости товаров на основании ценовой информации об однородных товарах, оформленных по контракту с фирмой «Юренко» № 08843672/25040-51Д в Екатеринбургской таможне, Томская таможня не учитывает следующие обстоятельства.

Контракт с фирмой «Юренко» № 08843672/25040-51Д возник вследствие разделения контракта на оказание услуг от 07 04 1995г. на два соответствующих контракта, а именно на продажу обедненного урана «ОАО «Техснабэкспорт» и продажу обогащенного природного урана и обогащенного уранового продукта фирме «Юренко» (стр. 5 контракта). В статье 1 пункта 1.1 контракта № 08843672/25040-51Д указано, что поставляемый обедненный уран будет использоваться на производство обогащенного урана, покупаемого фирмой «Юренко» по отдельному контракту № 08843672/50132-02Д.

Аналогичное условие содержит контракт с АО «Евродиф» № 08843672/25020-051Д (статья 2).

Таким образом, арбитражным судом поддерживается вывод заявителя о том, что несмотря на то, что оба этих контракта имеют аналогичные условия по поставке продукта переработки на условиях другого контракта, таможенный орган в первом случае позволяет ОАО «Техснабэкспорт» применить первый метод определения таможенной стоимости, а во втором случае рассматривает те же самые условия контракта как ограничение права пользования и распоряжения обедненным ураном и контейнерами, чем нарушает единообразие применения таможенного законодательства.

Арбитражным судом также учитывается, что в контракте с фирмой «Юренко» № 08843672/25040-51Д установлены цены на обедненный уран и контейнеры - 0,6 долларов за кг. обедненного урана и 400 долларов за контейнер 48Y. Причем, данные цены оставались неизменными с 1995 года и до конца действия контракта. Контракт с фирмой «Евродиф» № 08843672/25020-051Д заключен в 2002 году. Цены по нему определены - 0,125 долларов за кг. обедненного урана и 100 долларов за контейнер 48Y. Цены также остаются неизменными.

Как следует из пояснений заявителя, при таможенном оформлении обедненного урана и контейнеров по контракту с фирмой «Юренко», ОАО «Техснабэкспорт» предъявляло комплект документов, аналогичный комплекту документов предъявляемых и по поставке товаров в рамках контракта с АО «Евродиф».

Однако, в случае с фирмой «Юренко» неизменность цены на обедненный уран и контейнеры и представленные документы не помешали таможенному органу принять таможенную стоимость, заявленную по первому методу, а в случае поставки товаров по контракту с АО «Евродиф» - документов оказалось недостаточно и обстоятельство неизменности цены на обедненный уран и контейнеры стали рассматриваться таможенным органом как наличие условий и обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено.

При таких обстоятельствах, ссылаясь на наличие ограничений в отношении прав ОАО «Техснабэкспорт» на пользование и распоряжение товарами, Томская таможня подменяет смысл положений контрактов, давая им более широкое трактовку.

Подлежат отклонению и доводы таможенного органа о том, что указание в паспорте сделки кода вида контракта «9 - смешанная сделка» и предоставление платежных документов на оплату обедненного урана и контейнеров, свидетельствует о наличии условий и обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено.

Действительно, условия контракта содержат положения об оказании ОАО «Техснабэкспорт» услуг, связанных с демонтажом, упаковкой и погрузкой термозащиты на судно, для возврата Евродиф (Дополнение № 7 от 14 01 2005г.), а также услуг, связанных с обслуживанием складных флетреков и пр.

Однако, данные услуги оказываются на территории Российской Федерации и отношения к ввозимому обедненному урану и контейнерам не имеют, в структуру таможенной стоимости не входят, платежные документы об оплате таких услуг, не входят в перечень документов необходимых для таможенного оформления товаров, в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом ФТС РФ от 25 04 2007г. № 536.

Таким образом, наличие обязательств по выполнению такого рода услуг не может свидетельствовать о наличии условий и обязательств, влияние которых на цену ввозимых товаров не может быть количественно определено.

Кроме того, согласно статье 4 контракта № 08843672/25020-051Д исходный материал упаковывается в контейнеры, которые самостоятельным предметом данного контракта не являются. Контейнеры 48Y, в которых ввезены ядерные материалы, представляют собой специализированную упаковку, предназначенную для транспортировки и хранения опасного материала, каковым является гексафторид урана, и на момент продажи являются неотъемлемой частью товара. Используемые контейнеры являются товаром, бывшим в употреблении, произведены разными производителями, в разное время и в разных странах. Положений, ограничивающих право пользования и распоряжения контейнерами у ОАО «Техснабэкспорт», либо обязательств поставки контейнеров 48Y АО «Евродиф», контракт не содержит. Указанное не опровергнуто ответчиком в ходе рассмотрения дела.

Некорректной признается судом при обосновании стоимости контейнеров и ссылка на стоимость 1 тонны лома черных металлов, так как ни в одном из контрактов нет положений ни о покупке лома черных металлов, ни о покупке контейнеров как лома. Контейнеры являются упаковкой для опасного груза, не являются предметом отдельной сделки и ни для каких иных целей сторонами контракта не используются.

Приказом ФТС РФ от 25 04 2007г. № 536 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО «Техснабэкспорт» соблюден порядок и условия документального подтверждения таможенной стоимости товара. Документы, подтверждающие заключение сделки и сведения о цене товара, имеющиеся у общества в силу делового оборота, и, соответственно, подтверждающие правомерность использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, были представлены таможенному органу в полном объеме. В ходе рассмотрения дела заявителем представлены документы, подтверждающие, что общество оплатило контрагенту денежные средства за поставленный товар точно в соответствии с размером таможенной стоимости, указанной в контракте и в ГТД № 10611020/290609/0000060.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд не выявил признаков недостоверности сведений в представленных заявителем документах, пришел к выводу об отсутствии противоречий между декларациями, условиями контракта и иными документами, представленными заявителем для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

При этом предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Кроме того, непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного пунктом 1 статьи 15 Закона РФ от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.

В соответствии со статьей 323 ТК РФ, в случае если декларант не может представить какие-либо документы, запрошенные таможенными органами, он должен дать в письменной форме объяснения причин, по которым такие документы не могут быть представлены.

Пояснения относительно условий продажи товаров, оформленных по ГТД № 10611020/290609/0000060, были представлены ОАО «Техснабэкспорт» в письме от 17 07 2009г. исх. № 06424, из которого следует, что экспортную декларацию страны вывоза представить невозможно, поскольку продавец-фирма «Евродиф», производил декларирование в электронном виде.

Согласно пояснениям заявителя, прайс-листы, биржевые котировки и иные сведения о рыночной стоимости товаров в стране экспорта ОАО «Техснабэкспорт» также не имело возможности представить, поскольку отсутствует биржевая торговля ввозимых товаров, при формировании цен используется контрактное (по договоренности сторон) ценообразование, отсутствует розничная торговля указанными товарами.

При этом судом учитывается, что сведения по биржевым котировкам предоставляются в случае, если ввозится биржевой товар. Информация о биржевых ценах берется за основу или служит ориентиром при определении таможенной стоимости ввозимых биржевых товаров. Для предотвращения случаев занижения таможенной стоимости отдельных видов товаров, являющихся объектами мировой биржевой торговли, и обеспечения единого подхода при принятии решений по таможенной стоимости биржевых товаров, в таможенные органы направляется информация для учета при контроле таможенной стоимости биржевых товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (например, письма ГТК России от 13 05 2002 г. № 01-06/18357, от 01 11 2002 г. № 01-06/43274).

Таким образом, ОАО «Техснабэкспорт» выполнило требования таможенного законодательства, представив таможенному органу письменные объяснения причин невозможности предоставления запрашиваемых документов. Не представление пояснений по установленной форме не влияет на установленный факт представления обществом данных пояснений в Томскую таможню.

Вместе с тем, запрос таможенным органом документов, которые объективно не могут быть представлены декларантом, с тем чтобы провести последующую корректировку таможенной стоимости по формальному основанию (непредставление запрошенных документов) неправомерен.

Так, в соответствии с условиями контракта № 08843672/25020-051Д, поставка товаров осуществляется на условиях DES-Санкт-Петербург («Инкотермс 2000»). В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» термин DES (... наименование порта назначения) «Delivered Ex Ship» («Доставка с судна») означает, что продавец осуществляет доставку, когда товары предоставлены в распоряжение покупателя на борту судна не очищенными для импорта в указанном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с получением товаров в указанном порту назначения перед разгрузкой. Этот термин может быть использован только тогда, когда товары доставляются по морю или по внутренним водным путям или мультимодальным транспортом на судне в порт назначения.

Контрактом № 08843672/25020-051Д установлено, что расходы по перевозке от места отправления до Санкт-Петербурга включены в цену товара. Поскольку ОАО «Техснабэкспорт» не заключало договор перевозки, оно не располагает информацией о стоимости перевозки товара до места назначения, в данном случае - до порта Санкт-Петербург. В связи с этим, при названных условиях поставки и в силу положений Приказа ФТС России от 25 04 2007г. № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», ОАО «Техснабэкспорт» не может и не должно документально подтверждать расходы по перевозке товаров, понесенные поставщиком, так как данные документы отсутствуют у ОАО «Техснабэкспорт» в силу объективных причин, в связи с чем таможенные органы не вправе требовать представления документов относительно расходов по доставке товаров, если такие расходы были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, ни использовать какую либо ценовую информацию по транспортным расходам после принятия окончательного решения по таможенной стоимости и проведения корректировки.

Рассмотрев доводы Томской таможни о неисполнении запроса таможни в части предоставления экспортной декларации и иные доводы о недостаточности документов, представленных декларантом для подтверждения заявленной стоимости товаров, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ОАО «Техснабэкспорт» представлено в таможенный орган достаточно информации и документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, а дополнительно истребованные таможней документы не могли быть представлены обществом по объективным причинам.

Кроме того, с учетом изложенного выше, необходимость в данных документах для определения таможенной стоимости по первому методу таможней не доказана, а невозможность их представления - не опровергнута. Доказательств, свидетельствующих о наличии у ОАО «Техснабэкспорт» экспортной ГТД страны отправления, существования прайс-листов, биржевых котировок или каких-либо иных сведений о средней рыночной стоимости указанного товара в стране экспорта, таможенным органом не представлено.

Принимая во внимание изложенное, учитывая реальную цену сделки и отсутствие ограничений, установленных пунктом 2 статьи 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», ОАО «Техснабэкспорт» правомерно использовало первый метод определения таможенной стоимости товаров при декларировании обедненного урана и контейнеров.

Таким образом, арбитражный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что Томская таможня не доказала недостоверность заявленной обществом таможенной стоимости товара и не подтвердила обоснованность корректировки таможенной стоимости и, соответственно, обоснованность доначисления таможенных платежей.

Рассмотрев ходатайство ответчика об отказе заявителю в удовлетворении требований связи с истечением сроков для совершения процессуальных действий, арбитражный суд отмечает, что позиция ответчика относительно пропуска ОАО «Техснабэкспорт» срока обращения с заявлением в арбитражный суд, является необоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В данном случае, как следует из пояснений заявителя, основанием для обращения ОАО «Техснабэкспорт» в арбитражный суд послужили действия по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб., совершенные должностными лицами Томской таможни 04 09 2009г.

Из пояснений ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, также следует, что после получения от декларанта ответного письменного решения о своем несогласии определить заявленную таможенную стоимость в рамках другого метода определения таможенной стоимости, таможенным органом 04 09 2009г. было принято окончательное Решение по таможенной стоимости и самостоятельно определена таможенную стоимость товаров, заявленных в ГТД № 10611020/290609/0000060 (т. 3 л.д. 91).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что о нарушении его прав и законных интересов обществу стало известно только 04 09 2010г. Заявление ОАО «Техснабэкспорт» направлено в суд 30 11 2009г., поступило в арбитражный суд 01 12 2009г., то есть в пределах установленного законом процессуального срока (окончанием срока подачи заявления считается первый следующий за ним рабочий день, то есть 05 12 2009г.).

Таким образом, срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ и исчисляемый в течении трех месяцев со дня, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, заявителем не нарушен.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, так как обоснованность изложенных в отзыве и письменных пояснениях ответчика доводов в ходе рассмотрения дела не подтверждена, оснований для совершения оспариваемых действий применительно к тем обстоятельствам, которыми руководствовался ответчик, не усматривается, требования заявителя подлежат удовлетворению, действия должностных лиц Томской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб. подлежат признанию незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учетом положений пункта 3 статьи 323 ТК РФ, пункта 7 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05 12 2003г. № 1399, пункта 15 Приказа ФТС России от 22 11 2006г. № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ» Томская таможня обязывается устранить нарушения прав и законных интересов открытого внешнеэкономического акционерного общества «Техснабэкспорт», приняв Решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В связи с удовлетворением требований заявителя, согласно статье 110 АПК РФ, пункту 5 Информационного письма ВАС РФ от 13 03 2007г. № 117, судебные расходы в размере 2000 руб. подлежит взысканию с Томской таможни как со стороны по делу.

При этом арбитражным судом учитывается, что положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не являются основанием для освобождения Томской таможни от возмещения заявителю понесенных им судебных расходов. Суд, взыскивая с ответчика судебные расходы, в данном случае уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Руководствуясь статьями 110, 167–175, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными действия должностных лиц Томской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД № 10611020/290609/0000060 и доначислению таможенных платежей в размере 1014123,81 руб., как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 21 05 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Обязать Томскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого внешнеэкономического акционерного общества «Техснабэкспорт», принять Решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Взыскать в пользу открытого внешнеэкономического акционерного общества «Техснабэкспорт» с Томской таможни, зарегистрированной Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 05 08 1992г., номер документа № 310, ОРГН 1027000882204, расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Белинского, 57, судебные расходы в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья *.*. Скачкова