Судебная практика

Решение от 2010-08-16 №А33-8883/2010. По делу А33-8883/2010. Красноярский край.

Решение Дело № А33-8883/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 года.

В полном объёме Решение изготовлено 16 августа 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи *.*. Фролова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимател Ф.И.О. br>
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края

об оспаривании постановления № 462-06/э о назначении административного наказания от 03.06.2010,

при участии:

заявителя: *.*. Суетнова на основании паспорта,

протокол судебного заседания вел судья *.*. Фролов,

Установил:

индивидуальный предприниматель Суетнов В Ф.И.О. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края об оспаривании постановления № 462-06/э о назначении административного наказания от 03.06.2010.

Заявление
принято к производству суда. Определением от 25.06.2010 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении от 19.07.2010 № 66004957185564, направил ходатайство с просьбой провести судебное заседание в его отсутствие. Согласно представленному отзыву, требовании заявителя не признает, так как в действиях (бездействии) Суетнова *.*. при эксплуатации земельного участка административным органом усматривается нарушение требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства, выразившееся в ненадлежащем накоплении отходов производства на площадке, что является следствием оказания негативного воздействия на состояние окружающей среды.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Как следует из материалов дела, 02.04.2010 государственным инспектором отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края было проведено внеплановое выездное контрольное мероприятие в части соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации по факту ненадлежащего накопления отходов производства и потребления, в ходе которой было установлено нижеследующее.

Земельный участок площадью 947,00 м2 с кадастровым номером 24:11:0090102:223, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Северная, 13, находится в собственности открытого акционерного общества «Красноярскагроплем» (далее – ОАО «Красноярскагроплем» согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.11.2006 серия 24 ЕЗ № 268481.

В соответствии со свидетельством от 16.11.2006 24 ЕЗ № 365881 нежилое здание общей площадью 194,50 м2, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Северная, 13, находится в собственности ОАО «Красноярскагроплем».

На основании договора аренды нежилого помещения от 11.01.2010 № 01/10 ОАО «Красноярскагроплем» передал в аренду индивидуальному предпринимател Ф.И.О.
нежилое здание обшей площадью 194,50 м2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090102:223 площадью 947,00 м2 по адресу Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, ул. Северная, 13.

Согласно протоколу № ОВ-187 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.04.2010 установлено, что, в жилой зоне населенного пункта п. Солонцы на левом берегу ручья Нанжуль на прилегающей территории к участку с кадастровым номером 24:11:0090102:223 производится ненадлежащее накопление отходов производства и потребления. Водоохранная зона ручья Нанжуль замусорена отходами производства и потребления.

Морфология отходов: навоз конский свежий, навоз конский перепревший, отходы от переработки зерновых культур, бытовой мусор, нефтепродукты, остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, отходы резины, включая старые шины, лом черных металлов несортированный, крупногабаритные детали автотранспорта, кабины машин, кузова машин.

Указанными действиями, индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. нарушены:

статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

статья 14. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

статья 1.9. Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Изложенные обстоятельства явились основанием для составления 27.05.2010 протокола об административном правонарушении в отношении ИП Суетнова *.*.

Постановлением от 03.06.2010 № 462-06/э о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором Красноярского края по охране природы отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, ИП Суетнов *.*. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Заявитель с
данным Постановлением не согласен, полагает, что не имеет никакого отношения к отходам производства и потребления обнаруженным на территории расположенной между ручьем и участком с кадастровым номером 24:11:0090102:223, так как данная территория ему не принадлежит, что послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в
соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 1 статьи 23.29 КоАП полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.2 КоАП делегированы органам, осуществляющим государственный экологический контроль.

В силу части 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.01.2009 № 13 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю. Согласно пункту 1 названного Положения Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю осуществляет функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Красноярского края.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2005 № 115 утвержден Перечень
должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 Перечня в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

Руководители территориальных органов и их заместители.

Начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции, являющиеся по должности государственными инспекторами по контролю и надзору в соответствующей сфере природопользования.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 27.05.2010 № 187/вп составлен государственным инспектором отдела природных ресурсов по Красноярскому краю Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, то есть, уполномоченным лицом, с участием ИП Суетнова *.*.

В соответствии с частью 2 статьи 23.29 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, его заместители;

старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

государственные инспектора Российской Федерации по охране природы;

главные государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности, их заместители;

старшие государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы, их заместители;

старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы;

главные государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих
городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Постановление от 03.06.2010 № 462-06/э о назначении административного наказания вынесено государственным инспектором Красноярского края по охране природы отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, то есть, уполномоченным лицом, с участием ИП Суетнова *.*.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из содержания статьи 8.2 КоАП РФ следует, что административный орган обязан доказать факт обращения с отходами производства и потребления ИП Суетнова *.*., в том
числе, установить вид отходов производства и потребления, вид обращения с отходами (деятельность), вину ИП Суетнова *.*. в совершенном административном правонарушении.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет основные понятия используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В тексте протокола об административном правонарушении № 187/вп от 27.05.2010 и постановлении об административном правонарушении № 462-06/э от 03.06.2010 указано - в ходе проверки установлено, что, в жилой зоне населенного пункта п. Солонцы на левом берегу ручья Нанжуль на территории расположенной между ручьем и участком с кадастровым номером 24:11:0090102:223 между участками с кадастровыми номерами 24:11.0220325:10 и 24:11:0220325:6 производится ненадлежащее накопление отходов производства и потребления. По ул. Северная размещено около 20 единиц частично разобранной техники.

Морфология отходов: навоз конский свежий, навоз конский перепревший, отходы от переработки зерновых культур, бытовой мусор, нефтепродукты, остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, отходы резины, включая старые шины, лом черных металлов несортированный, крупногабаритные детали автотранспорта, кабины машин, кузова машин.

Аналогичные сведения отражены и в оспариваемом постановлении.

Из содержания текста протокола об административном правонарушении
№ 187/вп от 27.05.2010 и постановления об административном правонарушении № 462-06/э от 03.06.2010 не ясно кем «производится ненадлежащее накопление отходов». Территория «накопления отходов» находится «между ручьем и участком с кадастровым номером 24:11:0090102:223», то есть указанная территория не является используемой ИП Суетновым *.*. по договору аренды нежилого помещения от 11.01.2010.

Также не установлено какое отношение к предпринимательской деятельности *.*. Суетнова имеют «отходы от переработки зерновых культур, бытовой мусор, нефтепродукты, остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, отходы резины, включая старые шины, лом черных металлов несортированный, крупногабаритные детали автотранспорта, кабины машин, кузова машин».

Сведения о деятельности предпринимателя *.*. Суетнова в результате которой могут образоваться отходы производства и потребления в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении № 187/вп от 27.05.2010 отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судом установлено, что при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения не исследовался, в чем конкретно состоит вина ИП Суетнова *.*., в постановлении о назначении административного наказания от 03.06.2010 № 462-06/э, Службой не указано.

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3).

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4).

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5).

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Протоколом осмотра территорий от 29.07.2009 установлен факт наличия несанкционированных свалок, загрязненных твердыми бытовыми отходами и мусором.

Суд Установил, что протокол № ОВ-187 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.04.2010 составлен государственным инспектором отдела природных ресурсов *.*. Рыбниковой без участия предпринимателя Суетнова *.*. или его представителя, не подписан предпринимателем *.*. Суетновым или его представителем, отсутствуют сведения о вручении протокола осмотра *.*. Суетнову.

Кроме того, из содержания указанного протокола видно, что проводился осмотр территории прилегающей к участку с кадастровым номером 24:11:0090102:223, то есть не принадлежащий *.*. Суетнову.

Таким образом, протокол № ОВ-187 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 02.04.2010 составлен с нарушением закона и не может являться доказательством по делу.

Статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Таким образом, суд полагает, что административный орган не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовали, Постановление № 462-06/э о назначении административного наказания от 03.06.2010 не соответствует закону.

При таких обстоятельствах, заявленное требование индивидуального предпринимател Ф.И.О. подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить полностью Постановление № 462-06/Э о назначении административного наказания от 3 июня 2010 года, вынесенное службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в отношении предпринимателя *.*. Суетнова.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее Решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

*.*. Фролов