Судебная практика

Постановление апелляции от 2010-08-18 №А65-9979/2010. По делу А65-9979/2010. Российская Федерация.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

18 августа 2010 г. Дело № А65-9979/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марчик *.*.,

судей Холодной *.*., Засыпкиной *.*.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой *.*.,

с участием:

от заявителя – Старовойтов *.*., доверенность от 30.04.2010 г., Гайнутдинов *.*., доверенность от 09.01.2010 г.,

от ответчика – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2010 года в помещении суда, в зале
№ 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экология»

на Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2010 года по делу

№ А65-9979/2010 (судья Галиуллин *.*.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология», Республика Татарстан, г. Нижнекамск,

к Закамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Республика Татарстан, Нижнекамский район, п. Красный Ключ,

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 16.04.2010 г. № 71,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Экология» (далее - заявитель, ООО «Экология», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Закамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее – ответчик, Министерство) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 16.04.2010 г. № 71.

Решением суда первой инстанции от 09 июня 2010 года в удовлетворении заявления Общества отказано.

Не согласившись с Решением суда первой инстанции, ООО «Экология» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В апелляционной жалобе указывает, что, учитывая, что карьер Т-1 является специально оборудованным сооружением для размещения отходов (строительного мусора) размещение на территории карьера, в 300 м. от въезда в карьер, древесных отходов и полиэтиленовой пленки с целью их отсортирования от иного строительного мусора, является законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу, Закамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, считая Решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебное
заседание не явился. Закамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает Решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 05.04.2010 г. № 331 ответчиком 08.04.2010 г. проведена плановая проверка ООО «Экология» на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в населенном пункте - г. Нижнекамск, Промзона ОАО «НКНХ».

В ходе проведенной проверки установлено размещение отходов в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды и здоровья человека, а именно: при обследовании территории карьера Т-1, находящегося в пользовании ОАО «Нижнекамскнефтехим», в 300 м. от въезда на территорию карьера, на земельном участке площадью 36 кв.м. размещены отходы производства и потребления (древесные отходы из натуральной чистой древесины, отходы полиэтилена в виде пленки, отработанные автопокрышки, стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, отходы битума асфальта в твердой форме), что является нарушением требований абзаца 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 2, 4 ч.1 ст. 13, абзацев 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ;
не соблюдение экологических требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: при хранении отходов производства и потребления отсутствует специальная площадка с водонепроницаемым покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), по периметру площадки не предусмотрена обваловка, что является нарушением требований абзацев 3, 4 п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 (Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, абзаца 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По результатам проверки ответчиком составлен акт от 08.04.2010 г., протокол об административном правонарушении от 08.04.2010 г. № 28.

На основании материалов дела об административном правонарушении ответчиком 16.04.2010 г. было вынесено Постановление № 71 о наложении на заявителя административного взыскания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая вынесенное Постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст. 1 Федерального
закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

ООО «Экология» имеют лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами от 12.11.2008 г. № 0Т-43-002745(16) на срок до 12.11.2010 г. Вид деятельности: транспортировка, сбор, хранение, использование, обезвреживание, захоронение опасных отходов.

Между ОАО «Нифнекамскнефтехим» (заказчик) и ООО «Экология» (подрядчик) 01.02.2008 г. заключен договор № 4600010000 на услуги по утилизации, обезвреживанию опасных отходов, по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по рекультивации территории отработанного карьера возле объекта Т-1, находящегося в пользовании заказчика. При рекультивации территории подрядчик выполняет работы по приемке, размещению отходов (негорючих строительных отходов), подготовке территории к засыпке незагрязненным грунтом, размещению и планировке завезенного заказчиком незагрязненного грунта и плодородной почвы.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в том числе, проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно абзацам 3, 4 п. 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 (Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию
отходов производства и потребления) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навал Ф.И.О. таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов производства и потребления, утвержденному Приказом МПР РФ от 02.12.2002. г. № 786, отходы полиэтилена в виде пленки имеют код 57102902 01 99 5, отходы битума, асфальта в твердой форме - 54901200 01 00 4, стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп)- 31400802 01 99 5, покрышки отработанные - 57500202 13 00 4, древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные - 17112000 01 00 5, отходы полиэтилена в виде пленки имеют код 57102902 01 99 5.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы полиэтилена в виде пленки, покрышки отработанные относят к 4 классу опасности - малоопасные отходы, а стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп), древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, отходы полиэтилена в виде пленки относятся к 5 классу опасности - практически не опасные отходы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающею среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. «Презумпция экологической опасности
планируемой хозяйственной и иной деятельности» означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых административная ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения ООО «Экология» к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

При этом, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции обоснованно не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Общества.

Доводы, приведенные ООО «Экология» в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

Таким образом,
фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 июня 2010 года по делу № А65-9979/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий *.*. Марчик

Судьи *.*. Холодная

*.*. Засыпкина