Судебная практика

Решение от 2009-05-22 №А13-3811/2009. По делу А13-3811/2009. Вологодская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации Решение

22 мая 2009 года город Вологда Дело № А13-3811/2009

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Ралько *.*., при ведении протокола судебного заседания судьей Ралько *.*., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство «Новация+» об оспаривании постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области от 31.03.2009 по делу № 19-24-03-12/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей заявителя – Метелкина *.*. по доверенности от 01.12.2008, Управления – Буянкина *.*. по доверенности от
03.07.2008,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Региональное агентство «Новация+» (далее – ООО «Региональное агентство «Новация+», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее – Управление Роснедвижимости) от 31.03.2009 по делу № 19-24-03-12/2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Общество в заявлении и его представитель в судебном заседании факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ не оспаривают, в обоснование требований ссылаются на малозначительность допущенного правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления Управления Роснедвижимости. Суд обстоятельства пропуска срока признал уважительными и в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) восстановил указанный срок.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании требования общества отклонили, ссылаясь на то, что общество без оформления правоустанавливающих документов на землю использовало часть земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан Новикова *.*. и Лысковой *.*., правоустанавливающие документы в ходе проверки не представило. Считают оспариваемое Постановление законным и обоснованным, и не усматривают оснований для признания правонарушения малозначительным.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 25.03.2009 на основании распоряжения от 16.03.2009 № 16 должностным лицом Управления проведена проверка соблюдения обществом земельного законодательства на территории земельного участка, находящегося в городе
Вологда, имеющего кадастровый номер 35:24:0201006:128.

Поводом для проведения проверки послужило заявление гражданина Новикова *.*. от 02.03.2009.

При проверке государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Железновым *.*. в присутствии двух понятых Чечнева *.*. и Шеффер *.*., а также директора общества Алексеева *.*., проведен осмотр территории, о чем составлен протокол. Также произведен обмер площади земельного участка.

По результатам проверки Управлением оформлен акт от 25.03.2009 и составлен протокол об административном правонарушении от 25.03.2009, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201006:26, площадью 2, 7 кв.м., находящийся в общей долевой собственности граждан Новикова *.*. и Лысковой *.*., огорожен металлическим забором, используется ООО РА «Новация+» для целей, связанных с эксплуатацией и обслуживанием административного здания и хозяйственной постройки при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

Заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 19-24-03-12/2009, вынес Постановление от 31.03.2009, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вышеуказанное Постановление Управления незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

На основании положений, предусмотренных пунктами 1, 4, 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.06.2008 № 456, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, и осуществляет государственный земельный контроль.

Роснедвижимость осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями.

Территориальным органом Роснедвижимости, выполняющим функции по земельному контролю на территории Вологодской области, является Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (пункт 1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области, утвержденного приказом Роснедвижимости от 21.07.2006 № П/0212).

В силу положений, закрепленных подпунктами «д», «е» пункта 6 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее – Положение) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель; специалисты структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель.

Согласно подпункту «г» пункта 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, имеют право составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта
10 Положения главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители помимо прав, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, имеют право в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 25.03.2009 в отношении общества составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами Управления в пределах их полномочий, предоставленных частью 2 статьи 23.21, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, и компетенции административного органа, установленной частью 1 статьи 23.21 КоАП РФ, а также вышеуказанными нормативными актами.

Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет самовольное занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю либо без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201006:26 находится в общей долевой собственности граждан Новикова *.*. и Лысковой *.*., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2009 № 01/013/2009-160.

Общество в своем заявлении и его представитель в судебном заседании признают факт использования обществом земельного участка с кадастровым номером 35:24:0201006:26 площадью 2, 7 кв.м.
без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов, а также принадлежность обществу металлического забора, указанного в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2009.

Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения судом не может быть принят во внимание по следующим обстоятельствам.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В рассматриваемом случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным
отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению предусмотренных законом обязанностей.

Совершенное обществом правонарушение выражается в пользовании земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, носит длящийся характер, сопряжено с длительным невыполнением возложенных на лицо обязанностей, посягает на право собственности на землю.

Такие обстоятельства, как, например, добровольное устранение последствий правонарушения, отсутствие злого умысла, раскаяние, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При таких обстоятельствах совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.

Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.1 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.

Суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, не находит оснований
для признания незаконным постановления Управления Роснедвижимости от 31.03.2009 по делу № 19-24-03-12/2009, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

Решил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Региональное агентство «Новация+» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене полностью постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области от 31.03.2009 по делу № 19-24-03-12/2009 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Судья *.*. Ралько