Судебная практика

Решение от 2011-04-22 №А40-146243/2010. По делу А40-146243/2010. Москва.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Москва Дело № А40-146243/10-145-970

22 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Петровского *.*. (единолично)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравцовой *.*.

рассмотрев в судебном заседании ОАО «ФСК ЕЭС»

к ответчику – Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве

о признании незаконным бездействия Управления лесного хозяйства по Московской

области и г. Москве, выразившееся в не принятии решения по результатам

рассмотрения заявления ОАО «ФСК ЕЭС» от 09.09.2010г.

при участии:

от заявителя – Мартель *.*. дов. от 03.12.2010г. № 856-10, Анохин *.*. дов.от 11.02.2011 № 85-11

от ответчика - не
явился, извещен

Установил:

ОАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве о признании незаконным бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москве, выразившееся в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления ОАО «ФСК ЕЭС» от 09.09.2010г. о предоставлении в аренду лесных участков под опорами линий электропередачи: Классон-Стачка, Стачка-Шибаново, Ногинск-Шибаново, Шатура-Ногинск, Шатура-Шибаново, Электрогорская-1, Углич-Заря (Западная), Углич-Заря(Восточная), Калужская-Латышская, Мирная-Кедрово, Классон-Далняя, Ногинск-Дальняя, Электрогорская-2 напряжением 220кВ, сроком на 49 лет и обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве устранить допущенные нарушения путем принятия решения по результатам рассмотрения заявления ОАО «ФСК «ЕЭС» от 09.09.2010г.

Заявление ОАО «ФСК «ЕЭС» мотивировано тем, что оспариваемое бездействие не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу п.25 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося вы государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010г. № 48 заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения спора, представителя в суд не направило, отзыва на заявление не представило.

В порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и
иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным либо действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В
соответствии ч.2 ст.201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом проверено и установлено, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.

Как видно из материалов дела, ОАО «ФСК ЕЭС» соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.2003г. № 648 является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС).

ОАО «ФСК ЕЭС» является собственником следующих воздушных линий электропередачи: ЛЭП 220 кВ «Шатура-Ногинск», ЛЭП 220 кВ «Шатура-Шибаново», ЛЭП 220 кВ «Ногинск-Шибаново», ВЛ 220 кВ «Углич-Заря (Западная)», ВЛ 220 кВ «Углич-Заря(Восточная)», ЛЭП 220 кВ «Калужская-Латышская», ЛЭП 220 кВ «Мирная-Кедрово», ЛЭП 220 кВ «Классон-Далняя», ЛЭП 220 кВ «Ногинск-Дальняя».

Для эксплуатации вышеуказанных воздушных линий электропередачи необходимо заключение договоров аренды лесных участков, на которых установлены опоры воздушных линий, в связи
с чем ОАО «ФСК ЕЭС» обратилось с заявлением от 09.09.2010г. в Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва с просьбой предоставить в аренду лесные участки под опорами линий электропередачи ОАО «ФСК ЕЭС» Классон-Стачка, Стачка-Шибаново, Ногинск-Шибаново, Шатура-Ногинск, Шатура-Шибаново, Электрогорская-1, Углич-Заря (Западная), Углич-Заря(Восточная), Калужская-Латышская, Мирная-Кедрово, Классон-Далняя, Ногинск-Дальняя, Электрогорская-2 сроком на 49 лет с целью эксплуатации линий электропередачи.

Однако, в нарушение п.25 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010г. № 48 (далее – Порядок) какое-либо Решение ответчиком не принято.

Считая, что бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва, выразившееся в непринятии и не направлении решения по результатам рассмотрения заявления о предоставлении в аренду лесных участков нарушает права и законные интересы ОАО «ФСК ЕЭС» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Согласно п.3 ст.45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Из материалов дела следует, что ОАО «ФСК ЕЭС» является собственником Указанных выше воздушных линий электропередач.

Порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения независимо
от формы собственности и ведомственной принадлежности установлен Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003г. N 486 (далее - Правила определения размеров земельных участков).

В силу п.4 ст. 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

В соответствии с пп. в п.5, п. 10 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010г. N 48 (далее - Порядок), подготовка и заключение договоров аренды в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.

В отношении лесничеств, лесопарков, расположенных на территории Московской области, осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, с 1 января 2008 г. не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2007г. N 520-р).

Следовательно, Федеральное агентство лесного хозяйства является органом государственной власти, уполномоченным заключать договоры аренды лесных участков, расположенных на территории Московской области.

Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации (п.4 Положения о Федеральном
агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. N736).

Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, уполномоченным заключать договоры аренды лесных участков, расположенных на территории лесничеств, лесопарков Московской области (п. 6.4.3 Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденного Приказом Рослесхоза от 09.08.2007г. N368).

В соответствии с п.п. 20, 22 Порядка ОАО «ФСК ЕЭС» в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва было подано заявление от 09.09.2010г. о предоставлении в аренду лесных участков под опорами линий электропередачи: Классон-Стачка, Стачка-Шибаново, Ногинск-Шибаново, Шатура-Ногинск, Шатура-Шибаново, Электрогорская-1, Углич-Заря (Западная), Углич-Заря(Восточная), Калужская-Латышская, Мирная-Кедрово, Классон-Далняя, Ногинск-Дальняя, Электрогорская-2 напряжением 220кВ, сроком на 49 лет для эксплуатации линий электропередачи.

Заявление зарегистрировано за входящим номером 7702 от 09.09.2010г., о чем свидетельствует штамп ответчика.

Судом установлено, что к заявлению были приложены следующие документы, соответствующие перечню, указанному в п.23 Порядка: копия доверенности от 31.03.2010г. № 145-10; сводные таблицы земельных участков; схемы расположения земельных участков; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; копия Свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; копии Свидетельств о государственной регистрации права.

Общая площадь лесных участков – 36 743 кв.м. определена в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков.

В силу п. 25 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения.

По результатам рассмотрения выносится Решение о предоставлении лесного участка в аренду либо Решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

Между тем, на настоящий момент 30-дневный срок рассмотрения документов истек, при этом какое-либо Решение Управлением лесного
хозяйства по Московской области и г. Москва не принято.

Доказательств обратного суду не представлено.

Суд отмечает, что в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не представил неопровержимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии бездействия, выразившегося в непринятии и не направлении решения по результатам рассмотрения заявления о предоставлении в аренду лесных участков.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с п.2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ суд пришел к выводу неправомерном бездействии Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, нарушающем права и законные интересы общества по ведению предпринимательской деятельности, выразившемся в нерассмотрении заявления ОАО «ФСК ЕЭС» от 09.09.2010г. о предоставлении в аренду лесных участков, в связи с чем заявленные ОАО «ФСК ЕЭС» требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве устранить допущенные нарушения путем принятия решения по результатам рассмотрения заявления ОАО «ФСК «ЕЭС» от 09.09.2010г., в установленный судом срок.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Освобождение
государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято Решение, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.333.40 НК РФ излишне уплаченная обществом госпошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению № 6768 от 19.08.2010г. подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Проверив на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации, признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, выразившееся в не принятии решения по результатам рассмотрения заявления ОАО «ФСК ЕЭС» от 09.09.2010г. о предоставлении в аренду лесных участков под опорами линий электропередачи: Классон-Стачка, Стачка-Шибаново, Ногинск-Шибаново, Шатура-Ногинск, Шатура-Шибаново, Электрогорская-1, Углич-Заря (Западная), Углич-Заря(Восточная), Калужская-Латышская, Мирная-Кедрово, Классон-Далняя, Ногинск-Дальняя, Электрогорская-2,напряжением 220кВ, сроком на 49 лет.

Обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве устранить допущенные нарушения путем принятия решения по результатам рассмотрения заявления ОАО «ФСК «ЕЭС» от 09.09.2010г. в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.

Взыскать с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в пользу ОАО «ФСК ЕЭС» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Возвратить ОАО «ФСК ЕЭС» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей как излишне уплаченную.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья *.*. Петровский